Болело сердце это метафора

Болело сердце это метафора thumbnail

В тёмные прошлые века, до начала бурного прогресса во всех областях (в том числе и в медицине), термин «разбитое сердце» часто применялся медиками и немедиками. Так обычно называли внезапную смерть на фоне видимого благополучия и здоровья, которая следовала за каким-то печальным событием или трагическим потрясением. Ну или чуть более медленное угасание без причин (болезней или чего-то подобного), обычно следующее за серьезной утратой (например, смертью близкого или расставанием).

А уж в эпоху романтизма от «разбитого сердца» брошенные или обманутые влюблённые мёрли пачками.

Потом (в веке примерно 19-ом) пришли суровые и циничные ученые, напрочь отрицающие всякую мистику и рассматривающие человеческое тело как обычную машину, подчиняющуюся совершенно материальным законам. Они и объяснили, что никакого «разбитого сердца» попросту не бывает и разбиваться там нечему. Так что всё это — красивая метафора, которая простительна только для писателей и поэтов.

Однако не так давно — в 1997 году — в солидном медицинском журнале было описано два весьма необычных случая. В обоих у пациентов, в принципе ничем серьезным не страдающих и не болевших, внезапно развивалась сердечная недостаточность со всеми проявлениями инфаркта миокарда: острой нарастающей болью в груди, аритмией, затрудненным дыханием и весьма характерной картиной ЭКГ. Но иных признаков, например, снижения или прекращения кровотока в сердечной мышце и ухудшения снабжения её кислородом, не наблюдалось.

Небольшие дозы обезболивающих препаратов, инотропы, поддерживающие нормальные сокращения сердечной мышцы, и препараты, понижающие артериальное давление и устраняющие спазмы артерий, прекрасно справлялись с этой формой сердечной недостаточности.

В общем, получалось, что болезнь (болезненное состояние) имеет место, но инфарктом миокарда явно не является. Это заболевание получило название стрессовая кардиомиопатия или кардиомиопатия такоцубо.

Странноватое второе название дано по характерному изменению вида сердца — его верхушка сильно набухает, а основание остается обычным. Такую форму имеют ловушки для ловли осьминогов, по-японски «тако цубо» (болезнь впервые описана японским врачом).

В некоторых случаях верх сердца разбухает так сильно, что его стенка не выдерживает — разрывается. Поэтому кардиомиопатию такоцубо называют ещё и «синдромом разбитого сердца».

Так что «разбитое сердце» — это вполне настоящее сердечное заболевание. Встречается оно примерно в 2 % случаев и часто не диагностируется, потому что мастерски маскируется под инфаркт.

Причины его возникновения пока не установлены с достаточной точностью, но чаще всего оно развивается на фоне серьезного эмоционального стресса (например, после смерти любимого человека или в период постоянного беспокойства). Чуть реже — после большой и внезапной физической нагрузки на организм (например, при длительном астматическом статусе).

Как правило, страдают женщины — примерно в 90 % случаев, причем, чаще всего находящиеся в постменопаузе.

В чём тут дело? Как предполагается, стресс, а тем более, если он хронический (длительный) запускает в организме повышенную выработку катехоламинов. Самый известный представитель этой группы гормонов — адреналин.

Все катехоламины учащают сердцебиение, одновременно вызывая сужение кровеносных сосудов на периферии (кожа, конечности, брюшная стенка) и расширение — в головном мозге, и повышают артериальное давление. На сердце они оказывают двойное действие: с одной стороны, сердечные сокращения усиливаются и убыстряются, а с другой — повышение артериального давления сердечную мышцу тормозит.

Ну, а если одновременно нажимать «газ и тормоз» никакой двигатель долго не протянет — вот и для сердца оно «не полезно». Большое количество катехоламинов (одноразово или в результате длительного стресса), а особенно при наличии какой-то еще патологии (например, нарушение проводимости мелких кровеносных сосудов или частые и множественные их спазмы) — и здравствуй, сбой в работе сердца!

Одно хорошо: «разбитое сердце», вопреки красивым романтическим историям, всё-таки редко приводит к смерти. 95 % тех кто пострадал от стрессовой кардиомиопатии, относительно легко выходят из приступа и выздоравливают без осложнений. Если поддерживающую терапию начать вовремя, уже через пару месяцев «разбитое сердце» полностью восстанавливается, а сам приступ — как правило, не повторяется.

Источник

Прочтите текст и выполните задание.

– (1) Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2) Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3) Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4) Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5) А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6) И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8) Анна Федотовна уточнила:

– (9) Сын успел написать всего одно письмо. (10) А второе написал после его смерти его товарищ.

(11) Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13) Это же всё ненастоящее!

– (14) Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15) Откройте верхний ящик комода. (16) Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17) Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18) Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19) Вы должны передать эти документы нам. (20) Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

Читайте также:  Коли с тобою то мое сердце не болит

– (22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23) Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24) А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25) Музей не возьмёт копии.

– (26) Не возьмёт, и вы не берите. – (27) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28) И пожалуйста, верните мне все документы.

(29) Они молча отдали ей письма и похоронку. (30) Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31) Мальчик, поставь шкатулку на место. (32) И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34) Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35) Только пикни у нас.

– (36) Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37) Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38) А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41) Ступайте, дети. (42) Я очень устала.

(43) Делегация молча удалилась.

(44) Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45) Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46) Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47) Таня! (48) Загляни в шкатулку!

– (49) Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Показать полностью

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Запишите его номер.

Источник

Разбитое сердце и значение других метафор, связанных со здоровьемЗдоровье

Можно ли испугаться до смерти или правда ли, что сердце буквально разбивается от несчастной любви? Многие популярные метафоры появились не зря и имеют свое научное объяснение. Что же означают распространенные выражения в связи с нашим здоровьем?

1. Бабочки в животе

Когда вы испытываете сильное волнение перед выступлением или важным событием, то кажется, будто в животе порхают бабочки. На самом деле, это ответная реакция нервной системы нашего организма. 

При стрессе, в организме включается реакция «борьбы или бегства» или, говоря по-научному, активизируется симпатическая нервная система. 

Это вызывает ощущение страха или нервозности, что в свою очередь ведет к сужению зрачков, учащению сердцебиения и повышению кровяного давления, готовя вас к борьбе.

2. Болеть от любви

Болело сердце это метафораГлубокие чувства к другому человеку, которые взывают бессонницу, учащенное сердцебиение, потерю веса, проблемы с концентрацией, могут быть не просто влюбленностью, а настоящими симптомами любовной болезни. 

Эти симптомы могут появиться как в случае, когда вы счастливы в отношениях, так и в случае безответной любви. 

 Когда вы безумно влюблены, могут появиться навязчивые состояния (например, привычка, все время проверять телефонные сообщения), которые возникают из-за всплеска ряда нейротрансмиттеров, таких как допамин, норадреналин и окситоцин. 

Если же у вас вдруг возникла боль в груди, трудности с дыханием и общая слабость, стоит вызвать врача.


3. Эйфория бегуна

Болело сердце это метафораЕсли вы вдруг испытывали, как у вас открывалось второе дыхание после продолжительного бега, то вам знакома эйфория бегуна. 

Тренировки на выносливость известны своим положительным влиянием на психику и физическое здоровье, включая снижение стресса, тревоги, повышение настроения, уровня энергии и снижение болевого восприятия. 

Эйфорию бегуна сравнивают с приятными ощущениями безграничной энергии и внутренней гармонии. Так откуда же она возникает? 

Считается, что за приятные ощущения ответственны вещества, называемые опиоиды, которые вырабатываются мозгом, а также другие вещества, такие как допамин и эндоканнабиоиды. К счастью у этого состояния нет никаких побочных эффектов.


4. Сон красоты

Болело сердце это метафораХотя не существует убедительных доказательств, связывающих здоровье кожи со сном, известно, что во время сна клетки восстанавливаются. 

Потому, адекватный сон увеличивает ваши шансы на омоложение клеток, что важно для здоровья кожи и внешнего вида. Кроме того, недостаток сна и бессонница повышает уровень гормонов стресса, что снижает иммунитет и увеличивает риск развития воспалений кожи. 

Читайте также:  Давит в груди и болит в области сердца

Стоит также помнить, что во время сна на вашу кожу не воздействуют ультрафиолетовые лучи, что положительно сказывается на внешнем виде кожи. 

В среднем, потребности во сне определяются таким количеством часов, при котором вы можете избежать излишней дневной сонливости.


5. Разбитое сердце

Болело сердце это метафораПомимо скорби при расставании или тяжелого эмоционального стресса из-за смерти близкого человека, такие переживания могут вызвать и «синдром разбитого сердца». 

Такое состояние, называемое официально кардиомиопатия такоцубо или стрессовая кардиомиопатия, чаще возникает у женщин, чем у мужчин и при таких стрессовых ситуациях, как смертельный диагноз, крупные финансовые потери и природные катастрофы. 

Часто состояние ассоциируют с депрессией, и оно похоже на сердечный приступ, хотя при этом не повреждаются коронарные артерии. 

При синдроме разбитого сердца, большинство людей со временем выздоравливают, а чтобы быстрее восстановится специалисты рекомендуют каждый день делать физические упражнения по полчаса и медитировать.


6. Испугаться до смерти

Болело сердце это метафораМожно ли испугаться до такой степени, что у вас остановится сердце? Как утверждают специалисты, это маловероятно. 

Не существует данных указывающих на то, что можно испугаться до смерти, хотя теоретически это возможно. Люди могут испытать сильный испуг, что приведет к острому сердечному приступу из-за большого выброса адреналина. 

Как это происходит? Выброс адреналина может вызвать аритмию сердца. Аритмия может спровоцировать острую коронарную недостаточность и человек может умереть от сердечного приступа в результате испуга, но не напрямую от самого страха.


7. Побелеть, как полотно

Болело сердце это метафораВы можете побелеть как полотно или простыня, когда вы напуганы или больны. Когда это случается, кожа отводит кровь с поверхности по разным причинам. 

Когда вы больны, ваш организм пытается отрегулировать температуру тела, что и вызывает бледный вид. 

 Когда вы напуганы, выброс гормонов стресса во время испуга вызывает сужение кровеносных сосудов на лице. Затем кровь посылается в мышцы к другим частям нашего тела, которые важны для выживания, как например, к ногам, которые нужны для того, чтобы убежать от опасности.

Источник


Поляковская
Ю.В.


Днепродзержинский


технический университет


, Украина


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С СЕРДЦЕМ (на примере романа «Братья Карамазовы»)

За последние десятилетия растет количество исследований метафоры в современной науке. Раньше под термином метафора понимался только перенос свойств одного предмета на другой на основании общих свойств. Сейчас функции метафоры расширяются. Все больше и больше она используется в когнитивном аспекте, выполняя познавательную роль и создавая художественную картину мира. Основными предпосылками к этим событиям стали исследования ученых о метафоричности мышления человека. Американский исследователь Дж. Джейнс считал, что абстрактные концепты формируются с помощью конкретных метафор, но большинство людей не осознают метафоричности своих слов: « слова, обозначающие абстрактные понятия, как древние монеты, чье изображение стерлось от частого использования». Эту теорию продолжили разрабатывать Лакофф и Джонсон, которые провели много исследований и определили, что «сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах и явлениях другого рода». Такой подход позволяет вывести метафору за рамки языковой системы и рассматривать ее как взаимодействие мышления, языка и культуры.

Согласно этой теории концептуальной метафоры в основе метафоризации лежит процесс взаимодействия между структурами знаний (фреймами – единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия; и сценариями) двух концептуальных доменов – сферы-источника и сферы-мишени. Сфера-источник – это накопленный человеком опыт взаимодействия с окружающим миром, источник знаний, который формируется с помощью «схем-образов», ассоциаций. Сфера-мишень – область, в которой человеку не хватает знаний и опыта. В результате происходит однонаправленная метафорическая проекция из сферы-источника в сферу-мишень. Элементы сферы-источника структурируют менее понятную концептуальную сферу-мишень, что составляет сущность когнитивного потенциала метафоры. Предположение о том, что при метафорической проекции в сфере-мишени частично сохраняется структура сферы-источника, получило название гипотезы инвариантности. Благодаря этому свойству становятся возможными метафорические следствия, которые в метафорическом значении выражены имплицитно и выводятся на основе фреймового знания. Таким образом, когнитивная топология сферы-источника в некоторой степени определяет способ осмысления сферы-мишени и может служить основой для принятия решений и действия.

  Концептуальные метафоры согласованы с определенной культурой и языком, то есть, являются неотъемлемой частью культурной парадигмы носителей языка.

Культура русского народа богатая и обширная. Красной нитью через нее проходит религиозность и связанное с ней искание абсолютного добра, сострадание, любви и всепрощения. Ф. М. Достоевский не раз писал в своих дневниках, что именно в вере и есть спасение русского народа. В своих романах он воплощал именно такую точку зрения. С помощью концептуальных метафор автор умело создает художественную картину романа и наталкивает читателя на «правильные мысли».

Частотностью употребления в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского отличается слово «сердце».
Я только тебя ненавидел и отомстить тебе желал изо всех сил за все, но господь мой поборол диавола в моем сердце. Юн был, ребенок, но на сердце осталось все неизгладимо, затаилось чувство. Верь тому, что сердце скажет, нет залогов от небес.

Именно сердце в понимании русской культуры является центром, где решаются самые важные духовные вопросы. Сущность человека определяется тем, что вкладывается в сердце. Качества, которыми оно наделяется, являются самыми важными и не просто характеризуют человека – мы воспринимаем его именно таким, какое у него сердце. То есть сердце может представляться как «контейнер», в котором собраны человеческие качества. Метафора сердце – контейнер
:
Чистые в душе и сердце мальчики



. Может быть случилось бы тогда страшное дело, – произошла бы может быть потеря веры в
отчаянном сердце

преступника.

Читайте также:  От тревоги болит сердце

 
Но благодарите творца, что дал вам
сердце высшее

.


Да и стыдно, Господа, у иного
сердце как у Александра Македонского, а у другого как у собачки Фидельки .



Сердце он имел весьма беспокойное и завистливое



.


Ну


теперь, после такого вашего признания я верую, что вы искренни и
сердцем добры

.

 

Я сердцем дурная, я своевольная

Сердце может переполняться чувствами и эмоциями, у него есть признаки емкости. Метафора сердце – емкость.


 


Ему хотелось просить прощения, обвинить себя, – ну что-нибудь сказать, потому что
сердце его было полно


Но тоска, тоска неведения и нерешимости
нарастала в сердце

его с быстротой непомерною

Именно сердце выбирает путь, по которому человек двигается дальше.
Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его.

В сердце происходит настоящая борьба между добром и злом. То есть, сфера-источник: сердце – борьба. Сфера мишень:



Алеша «пронизал его сердце»



тем, что «жил, все видел и ничего не осудил».


Я тебе прямо скажу: эта мысль, мысль фаланги, до такой степени
захватила мне сердце

, что оно чуть не истекло от одного томления.


Алеше хотелось что-то сказать, но он не находил ни одного слова.
Сердце его сжималось до боли.


Давеча, еще с рассказа Алеши о его встрече со Смердяковым, что-то мрачное и противное вдруг
вонзилось в сердце его

и вызвало в нем тотчас же ответную злобу.


Попробуйте


прочтите ему далее повесть…


и
пронзишь ему сердце

его сими простыми сказаниями.


Зачем это он улыбается, –
пронзила мне мысль

эта вдруг сердце.


При виде спящей разгорелась в нем страсть, а затем
схватила его сердце

мстительная ревнивая злоба,


Но не чудес опять-таки ему нужно было, а лишь «высшей справедливости», которая была, по верованию его, нарушена и чем так жестоко и внезапно было
поранено сердце его

.


Вот отчего
точилось кровью сердце

Алеши.


Этот дикий вопрос
захватил его сердце

.


Алешу как бы всего покачнуло, а
в сердце его

, он слышал это, как бы
прошло что-то острое.



Поборюсь еще с сердцем-то



.

Можно сделать вывод, что слова очень сильно влияют на людей и под их действием в сердце происходит борьба убеждений. Для русской культуры характерно воспринимать все сердцем и душей, переживая и переосмысляя сказанное. Именно сердцу отведена функция – решать судьбу человека и выбирать между добром и злом.

Под действием борьбы, в сердце могут происходить потрясения и перевороты.

 
Особенно же
дрожало у него сердце

, и весь как бы сиял он, когда старец выходил к толпе.


  И в сердце его
шевельнулось сострадание

.


Лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей его и, изливаясь на людей,
сотрясают их сердца

ответною любовью


Не знаю я, не ведаю, ничего не ведаю, что он мне такое сказал,
сердцу



сказалось, сердце он мне перевернул.

Сердце в русской культуре воспринимается как дар, поэтому отголоски метафоры «сердце – дар» четко прослеживаются в романе.


Но она
отдала уже свое сердце

другому, одному знатному не малого чина военному,


Но благодарите творца, что
дал вам сердце высшее

, способное такою


мукой мучиться.


Берегите же народ и
оберегайте сердце его

.

  Но не все, что в сердце человеческом, можно узнать, поэтому в русской культуре сердце отождествляется с тайной. Метафора сердце – тайна.


Все равно, он свят, в его
сердце тайна

обновления для всех,


То-то и есть, что вся
любовь, таившаяся в молодом и чистом сердце

его ко «всем и вся»…


Я теперь до вашего прихода лежала здесь, ждала, думала, судьбу мою всю разрешала, и
никогда вам не узнать, что у меня в сердце было.

Очень часто в сердце бушуют настоящие пожары и кипят страсти. Причем от злости сердце именно кипит, а от любви загорается. Метафора сердце – очаг.


И вообще все это последнее время какой-то глубокий, пламенный внутренний
восторг

все сильнее и сильнее
разгорался в его сердце

.



Сердце его загорелось любовью



,



Поцелуй горит на его сердце



, но старик остается в прежней идее.



Солнце любви горит в его сердце



,



Что-то горело в сердце Алеши



, что-то наполнило его вдруг до боли, слезы


восторга рвались из души его


Все,
что угасло было в его сердце

и затихло, разом воскресло и поднялось.


Странное дело: в
его сердце вдруг закипела какая-то бессмысленная и



чудная досада



на то, что ее тут нет.


Здесь она наконец или не здесь?»
злобно закипело у него в сердце


И от этого
злое чувство закипело в его сердце.

Таким образом, на основании своего опыта, человек использует метафоры для передачи своих ощущений и эмоций, которые происходят в сердце, даже не осознавая метафоричности своего мышления. Сердце на самом деле
истекает кровью, переворачивается, закипает от злобы.

И мы воспринимаем эти метафорические понятия – концепты, потому, что они существуют в нашей понятийной системе и характерны для нашей культуры.


Список использованніх источников :

1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский . – Л . , Наука, 1976.

2. Лакофф Дж . Метафоры, которыми ми живем / Дж. Лакофф , М. Джонсон . – М., 1990 .

3. Пименова М.В. Душа и дух / М.В. Пименова // Особенности концептуализации. – Кемерово, 2004 .

Источник