Вертинский сердце мое не болит
Стихотворение, на мой взгляд, выражает внутренние переживания творческого человека, не зря оно посвящено другу, тоже поэту, критику Маковскому,основателю журнала «Апполон», в котором печатались стихотворения Гумилева, кто как ни друг может понять, что происходит в душе поэта, особенно, если он сам человек искусства. Можно поделить данное стихотворение на две части:первые три четверостишия, наполненные некоторым отчаянием человека творческого, осознающего свою ответственность как созидателя (…и если я волей себе покоряю людей…) перед миром, им противопоставлены последние два, в которых описана настолько умиротворяющая и атмосферная картинка, но ни чуть не менее философская.
Начальные строки создают настроение брошенного на произвол судьбы молодого юноши и наводят на мысли о Ницше и его «Бог умер». Ведь если бог умер, сам человек как бы становится на его место,и раз никого нет выше, несёт ответственность за все созданное, совершенное,существующее. А «покупатель» — земная жизнь, полная иронии и порой необъяснимых иногда абсурдных и независящих от тебя вещей, сводящих с ума, смотрит на тебя лукаво, не скрывая и не стесняясь, как на очередную свою игрушку. Человек живёт, неизбежно делая ошибки, преодолевая трудности, накапливая жизненный опыт, который со временем и становится горой по имени Вчера, но вряд ли кто-то из нас может быть полностью готов к тому неожиданному, что может случиться завтра, и мы все так же неминуемо ступаем в эту бездну, одновременно осознавая бренность бытия и неизбежность его завершения. Но есть и разница между человеком с сознанием посредственным, выбравшим, не важно по каким причинам, монотонное проживание жизни, условное «дом — работа — дом», приспособившимся к обстоятельствам, обычаям, и человеком творческим, даже не обязательно только поэтом, пусть художником или даже хореографом, любым творцом, человеком, по естеству своему не способным воспринимать мир заурядно(и если я ведаю тайны…). Человек творческий всегда философствует, ум его всегда любопытен и к новому и к вечному, чувства обострены, оттого он иной раз кажется чудаком, на пустом месте выдумавшим себе то радость, то страдание. И вот эта чуткость, гибкость ума и неординарность восприятия окружающего мира делают его гору Вчера невероятных размеров утесом, а бездну Завтра самой неизведанной черной дырой. И пока одно не провалилось навсегда в другое, Гумилев, возможно задаёт себе вопросы достаточно предсказуемые для творческой души и в то же время не имеющие ответа: Что я привнес в этот мир? Написал ли я что-то действительно стоящее, напишу ли ещё? Смогу ли превзойти себя? Творец, создающий что-то в первый раз, начинает с пустого листа, от него изначально никто ничего не ждёт, в таком случае создавать намного легче, ведь однажды получив признание публики, удерживать его с каждым разом сложнее. Мне кажется, любого творца мучает страх провала. Вот она эта ответственность, всегда «держать марку», оправдывать ожидания.
В противовес земным терзаниями, сон оказывается своеобразным утешением для сердца поэта, картинкой застывшей в вечности. Здесь и прекрасная природа, роскошные цвета, умиротворяющая лирическая поэзия и скромный прекрасный слушатель, без посторонних мыслей и грез отдающий свое внимание благозвучному гению поэта.
Источник
ðÅÓ äÕÇÌÁÓ
÷ ÎÁÛÕ ËÏÍÎÁÔÕ ÷Ù ÞÁÓÔÏ ÐÒÉÈÏÄÉÌÉ,
çÄÅ ÎÁÓ Ä×ÏÅ: Ñ É ÐÅÓ äÕÇÌÁÓ,
é ËÏÇÏ-ÔÏ ÉÚ Ä×ÏÉÈ ÌÀÂÉÌÉ,
ôÏÌØËÏ Ñ ÎÅ ÚÎÁÌ ËÏÇÏ ÉÚ ÎÁÓðÓÕ ÏÄÎÁÖÄÙ ÷Ù ÄÁ×ÁÌÉ ÓÏÌØ × ÏÂÌÁÔËÅ,
ðÏÍÎÉÔÅ, ËÏÇÄÁ ÏÎ ÚÁÂÏÌÅÌ?
ïÎ ÌÀÂÉÌ ÄÕÈÉ É ÇÒÙÚ ÐÅÒÞÁÔËÉ
é ×ÓÅÇÄÁ ÷ÁÓ ÒÁÓÓÍÅÛÉÔØ ÕÍÅÌõÍÉÒÁÑ, ÷Ù Ï ÎÁÓ ÚÁÂÙÌÉ,
äÁÖÅ ÐÏÐÒÏÝÁÔØÓÑ ÎÅ ÍÏÇÌÉ.
çÏÓÐÏÄÉ, ÈÏÔÑ ÂÙ ÐÏÚ×ÏÎÉÌÉ!
ðÒÏÓÔÏ Ë ÔÅÌÅÆÏÎÕ ÐÏÄÏÛÌÉ!íÙ ÐÒÉÄÅÍ ÎÁ ÷ÁÛÕ ÐÁÎÉÈÉÄÕ,
÷ÁÛ ÓÕÐÒÕÇ ÍÎÅ ÓÕÈÏ ÓËÁÖÅÔ: «öÁÌØ»…
é, ÔÉÈÏÎØËÏ ÐÒÏÇÌÏÔÉ× ÏÂÉÄÕ,
íÙ Ó ÓÏÂÁËÏÊ ÚÁÔÁÉÍ ÐÅÞÁÌØ.÷Ù ÎÅ ÂÏÊÔÅÓØ. ðÅÓ ÎÅ ÂÕÄÅÔ ÐÌÁËÁÔØ,
á ÌÉÛØ ÔÉÈÏÎÅÞËÏ ÏÛÅÊÎÉÞËÏÍ Ú×ÅÎÑ,
ïÎ ÐÏÊÄÅÔ ÚÁ ÷ÁÛÉÍ ÇÒÏÂÏÍ × ÓÌÑËÏÔØ
îÅ ÚÁ ÍÎÏÊ, Á ×ÐÅÒÅÄÉ ÍÅÎÑ.
îÁ×ÅÒÈ
÷ÁÛÉ ðÁÌØÃÙ ðÁÈÎÕÔ ìÁÄÁÎÏÍ
÷ÁÛÉ ÐÁÌØÃÙ ÐÁÈÎÕÔ ÌÁÄÁÎÏÍ
é × ÒÅÓÎÉÃÁÈ ÓÐÉÔ ÐÅÞÁÌØ.
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÎÁÄÏ ÷ÁÍ,
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÖÁÌØ.é ËÏÇÄÁ ÷ÅÓÅÎÎÅÊ ÷ÅÓÔÎÉÃÅÊ
÷Ù ÐÏÊÄÅÔÅ × ÄÁÌØÎÉÊ ËÒÁÊ,
óÁÍ çÏÓÐÏÄØ ÐÏ ÂÅÌÏÊ ÌÅÓÔÎÉÃÅ
ðÏ×ÅÄÅÔ ÷ÁÓ ÐÒÑÍÏ × ÒÁÊ.ôÉÈÏ ÛÅÐÞÅÔ ÄØÑËÏÎ ÓÅÄÅÎØËÉÊ,
úÁ ÐÏËÌÏÎÏÍ ÂØÅÔ ÐÏËÌÏÎ
é ÍÅÔÅÔ ÂÏÒÏÄËÏÊ ÒÅÄÅÎØËÏÊ
úÏÌÏÔÕÀ ÐÙÌØ ×ÒÅÍÅÎ.÷ÁÛÉ ÐÁÌØÃÙ ÐÁÈÎÕÔ ÌÁÄÁÎÏÍ
é × ÒÅÓÎÉÃÁÈ ÓÐÉÔ ÐÅÞÁÌØ.
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÎÁÄÏ ÷ÁÍ,
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÖÁÌØ.
îÁ×ÅÒÈ
ðÏÌÕËÒÏ×ËÁ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
íÎÅ ÎÅ ÎÕÖÎÏ ÖÅÎÝÉÎÙ. íÎÅ ÎÕÖÎÁ ÌÉÛØ ÔÅÍÁ,
þÔÏÂÙ × ÓÅÒÄÃÅ ×ÓÐÙÈÎÕ×ÛÅÍ ÚÁÚ×ÕÞÁÌ ÎÁÐÅ×.
ñ ÍÏÇÕ ÉÚ ÐÁÄÁÌÉ ÓÏÚÄÁ×ÁÔØ ÐÏÜÍÙ,
Ñ ÌÀÂÌÀ ÉÚ ÇÏÒÎÉÞÎÙÈ ÄÅÌÁÔØ ËÏÒÏÌÅ×.òÁÚ × ×ÅÞÅÒÎÅÍ ÄÁÎÓÉÎÇÅ ËÁË-ÔÏ ÎÏÞØÀ íÁÑ,
çÄÅ ÔÅÌÁ ÓÐÌÅÔÅÎÎÙÅ ËÏÌÙÈÁÌ ÄÖÁÚ-ÂÁÎÄ,
ñ ÔÁË ÍÉÌÏ ×ÙÄÕÍÁÌ ÷ÁÓ, ÍÏÑ ÐÒÏÓÔÁÑ,
÷ÁÓ, ÍÏÑ ×ÏÌÛÅÂÎÉÃÁ ÎÅÄÁÌÅËÉÈ ÓÔÒÁÎ.ëÁË ÐÏÅÔ × ÈÒÕÓÔÁÌÑÈ ÜÌÅËÔÒÉÞÅÓÔ×Ï!
ñ ×ÌÀÂÌÅÎ × ÷ÁÛÕ ÔÏÎËÕÀ ÂÒÏ×Ø.
÷Ù ÔÁÎÃÕÅÔÅ, ÷ÁÛÅ ×ÅÌÉÞÅÓÔ×Ï,
ëÏÒÏÌÅ×Á ìÀÂÏ×Ø.òÁÚ × ×ÅÞÅÒÎÅÍ ÄÁÎÓÉÎÇÅ ËÁË-ÔÏ ÎÏÞØÀ íÁÑ,
çÄÅ ÔÅÌÁ ÓÐÌÅÔÅÎÎÙÅ ËÏÌÙÈÁÌ ÄÖÁÚ-ÂÁÎÄ,
ñ ÔÁË ÍÉÌÏ ×ÙÄÕÍÁÌ ÷ÁÓ, ÍÏÑ ÐÒÏÓÔÁÑ,
÷ÁÓ, ÍÏÑ ×ÏÌÛÅÂÎÉÃÁ ÎÅÄÁÌÅËÉÈ ÓÔÒÁÎ.é ÄÕÛÉ ÷ÁÛÅÊ ÎÉÝÅÊ ÕÂÏÖÅÓÔ×Ï
âÙÌÏ ÔÁË ÔÑÖÅÌÏ ÒÁÚÇÁÄÁÔØ.
÷Ù ÕÈÏÄÉÔÅ… ÷ÁÛÅ ÎÉÞÔÏÖÅÓÔ×Ï
ðÏÌÕËÒÏ×ËÁ… ïÛÉÂËÁ ÏÐÑÔØ.òÁÚ × ×ÅÞÅÒÎÅÍ ÄÁÎÓÉÎÇÅ ËÁË-ÔÏ ÎÏÞØÀ íÁÑ…
îÁ×ÅÒÈ
Nuit De Noel
ñ ÏÐÑÔØ ÏÐÕÓËÁÀ ÐÉÓØÍÏ É ÔÉÈÏÎØËÏ ÃÅÌÕÀ ÓÔÒÁÎÉÃÙ
é, ÏÔËÒÙ× ÷ÁÛÉ ÚÌÙÅ ÄÕÈÉ, Ñ ×ÄÙÈÁÀ ÉÈ ÔÑÇÏÓÔÎÙÊ ÈÍÅÌØ
é ÔÏÇÄÁ ÍÎÅ ÔÁË ÑÓÎÏ ×ÉÄÎÙ ÜÔÉ ÔÏÎËÉÅ ÞÅÒÎÙÅ ÐÔÉÃÙ
þÔÏ ÌÅÔÑÔ ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ ÎÁ ÀÇ, ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ «Nuit de Noel»óËÏÒÏ ÂÕÄÅÔ ×ÅÓÎÁ. é ÷ÅÎÅÃÉÉ ÀÎÙÅ ÓÒÉÐËÉ
òÁÓÐÏÀÔ ÷ÁÛÕ ÇÒÕÓÔØ, ÒÁÓÔÁÎÃÕÀÔ ÔÏÓËÕ É ÐÅÞÁÌØ
é ÔÏÇÄÁ ÓÔÁÎÕÔ ÓÌÁÝÅ ÇÒÅÈÉ É Ó×ÅÔÌÅÊ ÇÏÌÕÂÙÅ ÏÛÉÂËÉ
îÅ ÖÁÌÅÊÔÅ ×ÅÓÎÏÊ ÐÏÃÅÌÕÅ× ËÏÇÄÁ ÒÁÓÃ×ÅÔÁÅÔ ÍÉÎÄÁÌØïÂÏ ÍÎÅ ÎÅ ÇÒÕÓÔÉÔÅ, ÍÏÊ ÄÒÕÇ. ñ ÏÚÑÂÛÁÑ ÓÔÁÒÁÑ ÐÔÉÃÁ.
íÏÊ ÈÏÚÑÉÎ — ÖÅÓÔÏËÉÊ ÛÁÒÍÁÎÝÉË — ÍÅÎÑ ÚÁÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÐÌÑÓÁÔØ
÷ÙÎÉÍÁÑ ÂÉÌÅÔÉËÉ ÓÞÁÓÔØÑ, Ñ ÇÌÑÖÕ × ÎÅÓÞÁÓÔÌÉ×ÙÅ ÌÉÃÁ
é ÐÏÄ ÇÎÕÓÎÙÅ Ú×ÕËÉ ÛÁÒÍÁÎËÉ ÍÎÅ ÍÕÞÉÔÅÌØÎÏ ÈÏÞÅÔÓÑ ÓÐÁÔØñ ÏÐÑÔØ ÏÐÕÓËÁÀ ÐÉÓØÍÏ É ÔÉÈÏÎØËÏ ÃÅÌÕÀ ÓÔÒÁÎÉÃÙ
îÅ ÓÅÒÄÉÔÅÓØ ÚÁ ÇÒÕÓÔÎÙÊ ËÏÎÅÃ É ÚÁ ÓÌÅÚ ÍÏÉÈ ÔÑÇÏÓÔÎÙÊ ÈÍÅÌØ
üÔÏ ×ÓÅ ÷ÁÛÉ ÚÌÙÅ ÄÕÈÉ. üÔÏ ÞÅÒÎÙÅ ÍÙÓÌÉ ËÁË ÐÔÉÃÙ
þÔÏ ÌÅÔÑÔ ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ ÎÁ ÀÇ, ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ «Nuit de Noel»
îÁ×ÅÒÈ
Jamais (ðÏÐÕÇÁÊ æÌÏÂÅÒ)
ñ ÐÏÍÎÀ ÜÔÏÔ ÄÅÎØ. ÷Ù ÐÌÁËÁÌÉ, ÍÁÌÀÔËÁ.
éÚ ÷ÁÛÉÈ ÓÅÒÙÈ ÐÏÄ×ÅÄÅÎÎÙÈ ÇÌÁÚ
× ÂÏËÁÌ ×ÉÎÁ ÓËÁÔÉÌÓÑ ×ÄÒÕÇ ÁÌÍÁÚ
É ÍÎÏÇÏ, ÍÎÏÇÏ ÒÁÚ Ñ ×ÓÐÏÍÉÎÁÌ
ÄÁ×ÎÙÍ-ÄÁ×ÎÏ, ÄÁ×ÎÙÍ-ÄÁ×ÎÏ
ÕÛÅÄÛÕÀ ÍÉÎÕÔËÕ.îÁ ËÒÅÓÌÁÈ × ËÏÍÎÁÔÅ ÂÅÌÅÀÔ ÷ÁÛÉ ÂÌÕÚËÉ.
÷ÏÔ ÷Ù ÕÛÌÉ, É ÄÅÎØ ÔÁË ÐÕÓÔ É ÓÅÒ.
çÒÕÓÔÉÔ × ÕÇÌÕ ÷ÁÛ ÐÏÐÕÇÁÊ æÌÏÂÅÒ.
ïÎ ÇÏ×ÏÒÉÔ: «jamais», ÏÎ ×ÓÅ Ô×ÅÒÄÉÔ:
«jamais», «jamais», «jamais», «jamais»
É ÐÌÁÞÅÔ ÐÏ-ÆÒÁÎÃÕÚÓËÉ.
îÁ×ÅÒÈ
âÅÚ öÅÎÝÉÎ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
ëÁË ÈÏÒÏÛÏ ÂÅÚ ÖÅÎÝÉÎ É ÂÅÚ ÆÒÁÚ
âÅÚ ÇÏÒØËÉÈ ÓÌÅÚ É ÓÌÁÄËÉÈ ÐÏÃÅÌÕÅ×
âÅÚ ÜÔÉÈ ÍÉÌÙÈ ÓÌÉÛËÏÍ ÞÅÓÔÎÙÈ ÇÌÁÚ
ëÏÔÏÒÙÅ ×ÁÍ ÌÇÕÔ É ×ÁÓ ÅÝÅ ÒÅ×ÎÕÀÔëÁË ÈÏÒÏÛÏ ÂÅÚ ÔÅÁÔÒÁÌØÎÙÈ ÓÃÅÎ
âÅÚ ÄÏÌÇÉÈ ÂÌÁÇÏÒÏÄÎÙÈ ÏÂßÑÓÎÅÎÉÊ
âÅÚ ÜÔÉÈ ÉÓÔÅÒÉÞÅÓËÉÈ ÉÚÍÅÎ
âÅÚ ÜÔÉÈ ÚÁÐÏÚÄÁÌÙÈ ÓÏÖÁÌÅÎÉÊé ËÁË ÓÍÅÛÎÁ ÎÅÌÅÐÁÑ ÉÇÒÁ
çÄÅ ÐÒÏÉÇÒÙÛ ×ÅÌÉË
á ×ÙÉÇÒÙÛ ÔÁË ÎÉÞÔÏÖÅÎ
ëÏÇÄÁ ÐÁÒÔÎÅÒÙ ×ÁÛÉ ÛÕÌÅÒÁ
á ×ÙÈÏÄ ÉÚ ÉÇÒÙ ÕÖ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÅÎëÁË ÈÏÒÏÛÏ ÐÒÏÓÎÕÔØÓÑ ÏÄÎÏÍÕ
÷ Ó×ÏÅÍ ÕÀÔÎÏÍ ÈÏÌÏÓÔÑÃËÏÍ ÆÌÜÔÅ
é ÚÎÁÔØ ÞÔÏ ÔÙ ÎÅ ÄÏÌÖÅÎ ÎÉËÏÍÕ
äÁ×ÁÔØ ÏÔÞÅÔ ÎÉËÏÍÕ ÎÁ Ó×ÅÔÅëÁË ÈÏÒÏÛÏ Ó ÐÒÉÑÔÅÌÅÍ ×Ä×ÏÅÍ
óÉÄÅÔØ É ÐÉÔØ ÐÒÏÓÔÏÊ ÛÏÔÌÁÎÄÓËÉÊ ×ÉÓËÉ
é ÕÌÙÂÁÑÓØ ×ÓÐÏÍÉÎÁÔØ Ï ÔÏÍ
þÔÏ Ó ÜÔÏÊ ÄÁÍÏÊ ×Ù ËÏÇÄÁ-ÔÏ ÂÙÌÉ ÂÌÉÚËÉá ÞÔÏÂÙ ÐÒÏÉÇÒÙÛ ÎÅÍÎÏÇÏ ÏÔÙÇÒÁÔØ
ó ÅÅ ÐÏÄÒÕÇÏÀ ÚÁÔÅÑÔØ ÆÌÉÒÔ ÎÅ×ÉÎÎÙÊ
þÔÏ ËÁË-ÎÉÂÕÄØ ÞÕÔØ-ÞÕÔØ ÚÁÓÔÒÁÈÏ×ÁÔØ
ðÒÏÓÔÏÅ ÓÁÍÏÌÀÂÉÅ ÍÕÖÞÉÎÙ
îÁ×ÅÒÈ
ôÉÈÏÎØËÏ ìÀÂÉÔØ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
÷Ù ÓÔÏÑÌÉ × ÔÅÁÔÒÅ × ÕÇÌÕ ÚÁ ËÕÌÉÓÁÍÉ
á ÚÁ ÷ÁÍÉ ÓÌÏ×ÁÍÉ Ú×ÅÎÑ
ðÁÒÉËÍÁÈÅÒ, ÓÕÆÌÅÒ É ÁËÔÅÒÙ Ó ÁËÔÒÉÓÁÍÉ
ðÏÔÉÈÏÎØËÕ ÒÕÇÁÌÉ ÍÅÎÑëÔÏ-ÔÏ ÚÌÏÂÎÏ ÛÉÐÅÌ: íÏÌÏÄÏÊ ÄÁ ÕÄÁÌÅÎØËÉÊ
÷ÏÔ ËÔÏ ÚÁ ÎÏÓ ÕÍÅÅÔ ×ÏÄÉÔØ
é ÔÏÇÄÁ ÷Ù ÓËÁÚÁÌÉ: ðÏÓÌÕÛÁÊÔÅ, ÍÁÌÅÎØËÉÊ,
íÏÖÎÏ ÍÎÅ ÷ÁÓ ÔÉÈÏÎØËÏ ÌÀÂÉÔØ?á ÐÏÔÏÍ ÂÙÌ ËÏÎÃÅÒÔ. ðÏÍÎÀ ÓÔÅÐØ ÂÅÌÏÓÎÅÖÎÕÀ
îÁ ×ÏËÚÁÌÅ ÷ÁÛ ÍÑÇËÉÊ ÐÏËÌÏÎ
÷ ÜÔÏÔ ×ÅÞÅÒ ÷Ù ÂÙÌÉ ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÎÅÖÎÏÀ
ëÁË ÌÁÍÐÁÄËÁ Õ ÓÔÁÒÙÈ ÉËÏÎá ÐÏÔÏÍ — ÇÏÒÏÄÁ, ÓÔÅÐØ, ÄÏÒÏÇÉ, ÐÒÏÔÁÌÉÎËÉ
ñ ÚÁÂÙÌ ÔÏ ÞÅÇÏ ÎÅ ÈÏÔÅÌ ÂÙ ÚÁÂÙÔØ
é ÏÓÔÁÌÁÓØ ÌÉÛØ ÆÒÁÚÁ: ðÏÓÌÕÛÁÊÔÅ, ÍÁÌÅÎØËÉÊ,
íÏÖÎÏ ÍÎÅ ÷ÁÓ ÔÉÈÏÎØËÏ ÌÀÂÉÔØ?
îÁ×ÅÒÈ
ôÙ õÓÐÏËÏÊ íÅÎÑ
ôÙ ÕÓÐÏËÏÊ ÍÅÎÑ, ÓËÁÖÉ ÞÔÏ ÜÔÏ ÛÕÔËÁ
þÔÏ ÔÙ ÐÏ-ÐÒÅÖÎÅÍÕ, ÐÏ-ÓÔÁÒÏÍÕ ÍÏÑ
îÅ ÐÏËÉÄÁÊ ÍÅÎÑ, ÍÎÅ ÂÅÓËÏÎÅÞÎÏ ÖÕÔËÏ
íÎÅ ÔÁË ÍÕÞÉÔÅÌØÎÏ, ÔÁË ÓÔÒÁÛÎÏ ÂÅÚ ÔÅÂÑîÏ ÔÙ ÕÊÄÅÛØ ÈÏÌÏÄÎÏÊ É ÄÁÌÅËÏÊ
õËÕÔÁ× ÓÅÒÄÃÅ × ÛÅÌË É ÛÉÎÛÉÌÌÁ
îÅ ÐÏËÉÄÁÊ ÍÅÎÑ, ÎÅ ÂÕÄØ ÔÁËÏÊ ÖÅÓÔÏËÏÊ
ðÕÓÔØ ÍÎÅ ÐÏËÁÖÅÔÓÑ ÞÔÏ ÔÙ ÅÝÅ ÍÏÑ
îÁ×ÅÒÈ
çÏÌÕÂÏÊ ôÀÌØÐÁÎ
íÁÔÒÏÓÙ ÍÎÅ ÐÅÌÉ ÐÒÏ ÏÓÔÒÏ×
çÄÅ ÒÁÓÔÅÔ ÇÏÌÕÂÏÊ ÔÀÌØÐÁÎ
ïÎ ÂÏÌØÛÉÍ ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ ÒÏÓÔÏÍ
ïÎ ÏÇÒÏÍÎÙÊ É ÚÌÏÊ ×ÅÌÉËÁÎá Ñ ÐÉÌ ÇÏÒØËÏÅ ÐÉ×Ï
õÌÙÂÁÑÓØ ÇÌÕÂÉÎÏÊ ÄÕÛÉ
ôÁË ÒÅÄËÏ ÐÏÀÔ ËÒÁÓÉ×Ï
÷ ÎÁÛÅÊ ÚÅÍÎÏÊ ÇÌÕÛÉçÉÔÁÒÁ ÁËËÏÒÄÏÍ ÎÅÓÌÏÖÎÙÍ
úÁÐÏÌÎÑÌÁ ÐÒÏÂÅÌÙ ÓÌÏ×
îÁÐÏÍÎÉÌÁ ÎÅÏÓÔÏÒÏÖÎÏ
þÔÏ ÍÕÚÙËÁ ËÁË ÌÀÂÏ×Ø
þÔÏ ÍÕÚÙËÁ ËÁË ÌÀÂÏ×Øé Ñ ÐÉÌ ÇÏÒØËÏÅ ÐÉ×Ï
õÌÙÂÁÑÓØ ÇÌÕÂÉÎÏÊ ÄÕÛÉ
ôÁË ÒÅÄËÏ ÐÏÀÔ ËÒÁÓÉ×Ï
÷ ÎÁÛÅÊ ÚÅÍÎÏÊ ÇÌÕÛÉíÅÌØËÁÌÉ ×ÏËÒÕÇ ÞØÉ-ÔÏ ÌÉÃÁ
çÉÔÁÒÁ ÕÐÌÙÌÁ ×ÄÁÌØ
íÁÔÒÏÓÙ ÚÁÐÅÌÉ ÐÒÏ ÐÔÉÃÕ
ëÏÔÏÒÏÊ ÎÅÓÞÁÓÔÎÙÈ ÖÁÌØõ ÎÅÊ ÓÔÅËÌÑÎÎÙÅ ÐÅÒØÑ
é ÓÌÕÇÁ ÓÅÄÏÊ ÐÏÐÕÇÁÊ
ïÎÁ ÏÔËÒÙ×ÁÅÔ Ä×ÅÒÉ
íÁÔÒÏÓÁÍ ÐÏÐÁ×ÛÉÍ × ÒÁÊëÁË ÔÒÕÄÎÏ ÎÁ Ó×ÅÔÅ ÜÔÏÍ
ïÄÎÏÊ ÔÏÌØËÏ ÐÅÓÎÅÊ ÖÉÔØ
ñ ÂÏÌØÛÅ ÎÅ ÂÕÄÕ ÐÏÜÔÏÍ
ñ × ÍÏÒÅ ÈÏÞÕ ÕÐÌÙÔØ
îÁ×ÅÒÈ
ë íÙÓÕ òÁÄÏÓÔÉ
ë ÍÙÓÕ òÁÄÏÓÔÉ, Ë ÓËÁÌÁÍ ðÅÞÁÌÉ ÌÉ
ë ÏÓÔÒÏ×ÁÍ ÌÉ ÓÉÒÅÎÅ×ÙÈ ÐÔÉÃ
÷ÓÅ ÒÁ×ÎÏ ÇÄÅ ÂÙ ÍÙ ÎÉ ÐÒÉÞÁÌÉÌÉ
îÅ ÐÏÄÎÑÔØ ÎÁÍ ÕÓÔÁÌÙÈ ÒÅÓÎÉÃ÷ ÍÕÔÎÏÍ ÓÔÅËÌÙÛËÅ ÉÌÌÀÍÉÎÁÔÏÒÁ
ðÒÏÐÌÙ×ÕÔ ÚÏÌÏÔÙÅ ÓÁÄÙ
óÏÌÎÃÅ ÔÒÏÐÉËÏ×, ÐÁÌØÍÙ ÜË×ÁÔÏÒÁ
çÏÌÕÂÙÅ ÐÏÌÑÒÎÙÅ ÌØÄÙ÷ÓÅ ÒÁ×ÎÏ ÇÄÅ ÂÙ ÍÙ ÎÉ ÐÒÉÞÁÌÉÌÉ
ë ÏÓÔÒÏ×ÁÍ ÌÉ ÓÉÒÅÎÅ×ÙÈ ÐÔÉÃ
ë ÍÙÓÕ òÁÄÏÓÔÉ, Ë ÓËÁÌÁÍ ðÅÞÁÌÉ ÌÉ
îÅ ÐÏÄÎÑÔØ ÎÁÍ ÕÓÔÁÌÙÈ ÒÅÓÎÉÃ
îÁ×ÅÒÈ
íÉÎÕÔÁ îÁ ðÕÔÉ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
îÕ ÞÔÏ Ö, ÐÒÏÓÔÉÍÓÑ, ÔÁË É ÂÙÔØ
íÉÎÕÔÁ ÎÁ ÐÕÔÉ
ñ ÎÅ ÈÏÔÅÌ ÔÅÂÑ ÚÁÂÙÔØ
ðÒÏÓÔÉ ÍÅÎÑ, ÐÒÏÓÔÉðÒÏÓÔÉ ÚÁ ÔÏ ÞÔÏ ÔÙ ÂÙÌÁ
ìÀÂÏ×ÎÉÃÅÊ — ÖÅÎÏÊ
þÔÏ ÔÙ ÓÏÖÇÌÁ ÍÅÎÑ ÄÏÔÌÁ
ïÔÎÑ×ÛÉ ÍÏÊ ÐÏËÏÊþÔÏ ÏÔ ÒÁÚÌÕË ÄÏ ÎÏ×ÙÈ ×ÓÔÒÅÞ
äÏ ÓÁÍÏÇÏ ËÏÎÃÁ
÷Ù ×ÙÓÏËÏ ÕÍÅÌÉ ÖÅÞØ
èÏÌÏÄÎÙÅ ÓÅÒÄÃÁëÁË ÍÎÅ ÔÅÂÑ ÂÌÁÇÏÄÁÒÉÔØ
íÉÎÕÔÁ ÎÁ ÐÕÔÉ
ñ ÎÅ ÍÏÇÕ ÔÅÂÑ ÚÁÂÙÔØ
ðÒÏÓÔÉ ÍÅÎÑ, ÐÒÏÓÔÉ÷ÓÔÁÌ Ñ ÇÒÕÓÔÎÙÍ
÷ÓÔÁÌ ÐÅÞÁÌØÎÙÍ ÐÏ ÕÔÒÕ
äÒÕÇ ÍÏÊ ÔÁÊÎÙÊ, ÄÒÕÇ ÍÏÊ ÄÁÌØÎÉÊ
ñ ÕÍÒÕ
îÁ×ÅÒÈ
ðÁÎÉ éÒÜÎÁ
ñ ÂÅÚÕÍÎÏ ÂÏÀÓØ ÚÏÌÏÔÉÓÔÏÇÏ ÐÌÅÎÁ
÷ÁÛÉÈ ÍÅÄÎÏ-ÚÍÅÉÎÙÈ ×ÏÌÏÓ
ñ ×ÌÀÂÌÅÎ × ÷ÁÛÅ ÔÏÎËÏÅ ÉÍÑ «éÒÜÎÁ»
é × ÓÌÅÄÙ ÷ÁÛÉÈ ÓÌÅÚ, ÷ÁÛÉÈ ÓÌÅÚñ ×ÌÀÂÌÅÎ × ÷ÁÛÉ ÇÏÒÄÙÅ ÐÏÌØÓËÉÅ ÒÕËÉ
÷ ÜÔÕ ËÒÏ×Ø ÇÏÌÕÂÙÈ ËÏÒÏÌÅÊ
÷ ÜÔÕ ÂÌÅÄÎÏÓÔØ ÌÉÃÁ, ÄÏ ×ÏÓÔÏÒÇÁ, ÄÏ ÍÕËÉ
ïÂÏÖÖÅÎÎÏÇÏ ÐÅÓÎÅÊ ÍÏÅÊòÁÚ×Å ÍÏÖÎÏ ÚÁÂÙÔØ ÜÔÉ ÄÅÔÓËÉÅ ÐÌÅÞÉ
üÔÏÔ ÇÏÒØËÉÊ ÚÁÐÌÁËÁÎÎÙÊ ÒÏÔ
é ÁËÃÅÎÔ ÷ÁÛÅÊ ÓÔÒÁÎÎÏÊ ÉÚÙÓËÁÎÎÏÊ ÒÅÞÉ
é ÒÅÓÎÉà ÕÔÏÍÌÅÎÎÙÈ ÐÏÌÅÔ?á ËÒÙÌÁÔÙÅ ÂÒÏ×É? á ÌÏ âÅÁÔÒÉÞÅ?
á ×ÅÓÎÕ × ÐÏ×ÏÒÏÔÅ ÌÉÃÁ?
ï ËÁË ÔÒÕÄÎÏ ÌÀÂÉÔØ × ÜÔÏÍ ÍÉÒÅ ÐÒÉÌÉÞÉÊ
ï ËÁË ÂÏÌØÎÏ ÌÀÂÉÔØ ÂÅÚ ËÏÎÃÁé ÂÌÅÄÎÅÔØ, É ÔÅÒÐÅÔØ, É ÎÅ ÓÍÅÔØ Õ×ÌÅËÁÔØÓÑ
é ÚÁÖÁ× Ó×ÏÅ ÓÅÒÄÃÅ × ÒÕËÅ
ïÓÔÏÒÏÖÎÏ ÕÊÔÉ, ÎÁ×ÓÅÇÄÁ ÏÔËÁÚÁÔØÓÑ
é ÅÝÅ ÕÌÙÂÁÑÓØ × ÔÏÓËÅîÅ ÍÏÇÕ, ÎÅ ÈÏÞÕ, ÎÁËÏÎÅà — ÎÅ ÖÅÌÁÀ!
é ÐÒÉ×ÅÔÓÔ×ÕÑ ÒÁÄÏÓÔÎÙÊ ÐÌÅÎ
ñ ÓÏ ÓÃÅÎÙ ÷ÁÍ ÓÅÒÄÃÅ ËÁË ÍÑÞÉË ÂÒÏÓÁÀ
îÕ, ÌÏ×ÉÔÅ, ÐÒÉÎÃÅÓÓÁ éÒÜÎ!
îÁ×ÅÒÈ
ëÉÔÁÊ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ — î. çÕÍÉÌÅ×)
é ×ÏÔ ÍÎÅ ÐÒÉÓÎÉÌÏÓØ ÞÔÏ ÓÅÒÄÃÅ ÍÏÅ ÎÅ ÂÏÌÉÔ
ïÎÏ ËÏÌÏËÏÌØÞÉË ÆÁÒÆÏÒÏ×ÙÊ × ÖÅÌÔÏÍ ëÉÔÁÅ
îÁ ÐÁÇÏÄÅ ÐÅÓÔÒÏÊ ×ÉÓÉÔ É ÔÉÈÏÎØËÏ Ú×ÅÎÉÔ
÷ ÜÍÁÌÅ×ÏÍ ÎÅÂÅ ÄÒÁÚÎÑ ÖÕÒÁ×ÌÉÎÙÅ ÓÔÁÉé ËÒÏÔËÁÑ ÄÅ×ÕÛËÁ × ÐÌÁÔØÅ ÉÚ ËÒÁÓÎÙÈ ÛÅÌËÏ×
ÇÄÅ ÚÏÌÏÔÏÍ ×ÙÛÉÔÙ ÏÓÙ, Ã×ÅÔÙ É ÄÒÁËÏÎÙ
Ó ÐÏÄÖÁÔÙÍÉ ÎÏÖËÁÍÉ ÔÉÈÏ ÂÅÚ ÍÙÓÌÉ, ÂÅÚ ÓÌÏ×
×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏ ÓÌÕÛÁÅÔ ÔÉÈÉÅ-ÔÉÈÉÅ Ú×ÏÎÙ
îÁ×ÅÒÈ
Источник
ß ñîáðàë ñàìûå ýìîöèîíàëüíûå ñòèõîòâîðåíèÿ ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, êîòîðûå ïðè÷èíÿëè ìíå ñòîëüêî áîëè, íî â òî æå âðåìÿ è ïðèíîñèëè ìíå ñ÷àñòüå. ß õîòåë áû ïîäåëèòüñÿ èìè ñ âàìè.Âîçìîæíî êîìó-íèáóäü ýòî íåáîëüøîå ñîáðàíèå ïîìîæåò ïåðåæèòü áîëü,ïåðåâåðíóòü ñòðàíèöó, è íà÷àòü íîâóþ æèçíü!
Òû íå òàêàÿ êàê âñå, òû ãîðàçäî ãëóáæå, ó òåáÿ öåëûé îêåàí âíóòðè, à ó êîãî òî ëóæè.
Êàê áóäòî óïàëî ñ ïëå÷,
Êàê áóäòî ïåðåáîëåëî,
Íå âàæíî, î ÷¸ì øëà ðå÷ü,
Íå âàæíî, ÷åãî ÿ õîòåëà.
Ýòî íå ìîé áûë äîì,
Íå ìîé áûë ÷åëîâåê,
ß ïîíÿëà ñ òðóäîì,
Áûâàåò, âñòå÷àåì íå òåõ.
Ïëàêàòü? Äà íè ê ÷åìó,
Ìíå íóæíî èäòè âïåðåä,
Äîëæíî áûòü òàì âïåðåäè
Ìåíÿ åù¸ êòî-òî æä¸ò.
Òàòüÿíà ßöèøèíà
Êîãäà-íèáóäü ÿ áîëüøå íå âåðíóñü
Íå ïîòîìó, ÷òî ñåðäöå ææ¸ò îáèäà,
Èëè èçâîäèò äóøó ïûòêîé ãðóñòü,
ß ïðîñòî óïóùó òåáÿ èç âèäó
Îäíàæäû óòðîì ÿ ïðîñíóñü îäíà
Íåò ìûñëåé î òåáå, è íåò âîëíåíüÿ
Íåò ñìûñëà ñïîðèòü ÷üÿ æå òóò âèíà.
Âñåìó ñâîé ñðîê
è ìîåìó òåðïåíüþ.
Âåäü äâàæäû â ðåêó íå âîéòè. Íî ÿ,
 íàäåæäå ýòó ìóäðîñòü îïðîâåðãíóòü,
Ïðîùàëà, âîçâðàùàëàñü. Òîëüêî çðÿ
Ëîá ðàñøèáàëà â êðîâü îá ýòó ñòåíó.
Òû, êàê íàðî÷íî, ïðè÷èíÿåøü áîëü,
È ýòî âõîäèò, êàæåòñÿ, â ïðèâû÷êó.
Òû îò òàêîé «ëþáâè» ìåíÿ óâîëü,
Ïîêà íå ïðåâðàòèëàñü â èñòåðè÷êó.
Çà÷åì òÿíóòü ñ ðàçâÿçêîé íàì ñ òîáîé?
Íå âåëèêà, êàê ãîâîðÿò, ïîòåðÿ
Ïðîùàëüíûé âçãëÿä òâîé ÷óâñòâóÿ ñïèíîé,
ß óõîæó
Áåç ñë¸ç
Áåç ñîæàëåíüÿ.
Ãàëèíà Áåëûâøåâà
ß çíàþ- âñ¸ ïðîéäåò è ñòàíåò ëåã÷å…
Êîãäà-íèáóäü ÿ ñíîâà ïîëþáëþ!
×èòàëà ÿ, ÷òî âðåìÿ äóøó ëå÷èò-
À çíà÷èò, ñêîðî âûëå÷èò ìîþ…
Ñïàñèáî, ÷òî óøåë, êîãäà áûë íóæåí.
Ñïàñèáî, ÷òî âåðíóòüñÿ íå ïîñìåë.
Ñïàñèáî, ÷òî äðóãîé ìíå ñòàíåò ìóæåì-
Âñ¸ áóäåò òàê, êàê òû òîãî õîòåë…
ß áîëüøå íå äåðæó- ÿ îòïóñêàþ!
Âïåðåä è ñ ïåñíåé! Áîã òåáå ñóäüÿ!
ß áóäó ñ÷àñòëèâà, ïîâåðü, ÿ ýòî çíàþ!
Âåðíóòüñÿ õî÷åøü?? Íåò, ðîäíîé, íåëüçÿ!
Æàêóïîâà Òàòüÿíà
Òû íå ïîéìåøü! Íå â ýòîì äåëî…
ß ñòàëà ñòàðøå, ïåðåáîëåëà,
Ïåðåëþáèëà, æäàòü ïåðåñòàëà,
Ïîåçä óåõàë, à ÿ ó âîêçàëà.
Áðîøåíû êðûëüÿ ïîä íîãè ëþäÿì
Ìû ïðåäàåì äàæå òåõ, êîãî ëþáèì.
Èðèøà Åðøîâà
Îñòàâüòå, íàêîíåö, ìåíÿ â ïîêîå,
ß èçíîñèë ñåáÿ, êàê ñòàðîå ïàëüòî.
 îêíå êèíî, ïå÷àëüíîå, íåìîå.
Ìíå êòî-òî íóæåí? Íåò, óæå íèêòî.
Àëåêñàíäð Âåðòèíñêèé
Ñêàæè, òû òàê æå ãëàäèøü åå ðóêè
È ïîïðàâëÿåøü åå ëîêîíû,
Ïî ïðèâû÷êå ñâîåé, îò ñêóêè?
Ýé, äà íå ñòîé, êàê âêîïàííûé!
Ñêàæè, êàê íàçûâàåøü â ïîðûâå íåæíîñòè.
Ìàñå÷êà, ïóñå÷êà, çàåíüêà?
Èçâèíè ìåíÿ çà íåáðåæíîñòè,
×òî óñòàëà ÿ áûòü ïàèíüêîé.
Òû èñêàë íà ìåíÿ ïîõîæóþ,
Ñ òåì æå ãîëîñîì, öâåòîì ãëàç.
Òàê è áóäåøü äåðæàòü â ïðèõîæåé ëè?
Ó ìåíÿ åñòü ñâîáîäíûé ÷àñ.
Òû ñêàæè, íå òàÿ, ïîæàëóéñòà.
Òû ñêàæè, íàëèâàÿ ÷àþ.
Òû ñêàæè, íå ïèùè î æàëîñòè.
Òû âî ìíå âåäü äóøè íå ÷àÿë?
Íå íàäî ÷àÿ, ÿ âûéäó â ïðèõîæóþ,
Íå ñìîòðè íà ñëîâåñíûé ãðàä.
Òû ñêàæè, òû íàøåë ïîõîæóþ,
Òîëüêî ÷åñòíî, òåïåðü òû ðàä?
Îðóäæåâà Êñåíèÿ
-Ïðèâåò.
-Ïðèâåò.
-Òû æäàë?
-Íå æäàë.
-Íî òû âåäü ãîâîðèë…
-Ëþáëþ?
-Ñîëãàë?
-Óñòàë.
-Íî îò ÷åãî?
-ß ñàì-òî òîëêîì íå ïîéìó..
-È ñåðäöå áîëüøå íå áîëèò?
-Óæ íåò.
-À äðîæü ïî òåëó?
-Óæ ïðîøëà..
-È áîëüøå íå íóæíà?
-Òû?Íåò..
-Íî òû âåäü ãîâîðèë…
-Íóæíà?
-Íî ïî÷åìó?
-ß ñàì-òî òîëêîì íå ïîéìó..
-Òû ãîâîðèë ÷òî òû è ÿ…
-Ñåìüÿ?
-×òî õîòü îãîíü è õîòü âîäà…
-Âñåãäà?
-×òî áóäåì âìåñòå òû è ÿ…
-Áåäà.Íî óñïîêîéñÿ ýòî åðóíäà.
-Êàê åðóíäà?ß äóøó îòäàëà!
-Òàê çàáåðè.
-È ñåðäöå ó òåáÿ ìîå..
-Òâîå?Âîçüìè.
-Íî âåäü îíî íå áüåòñÿ áåç òåáÿ,óìðó.
-Ìíå âñå ðàâíî,òåáÿ ÿ áîëüøå íå ëþáëþ…
Ïðèìî÷åíêî Âàëåðèÿ
Áü¸ò áîëüíåå âñåãäà, òîò êòî ðÿäûøêîì áûë
Òîò, êòî êëÿëñÿ â ëþáâè, à ïîòîì óõîäèë
Êîìó âåðèøü, êîìó âñþ ñåáÿ îòäà¸øü
À â îòâåò ñëîâíî ïñèíó, ïðîäàñò íè çà ãðîø
Êàê Èóäà ïðåäàñò
äà åù¸ ïîöåëóåò,
È ïðîøåï÷åò ÷óòü ñëûøíî: » ß íå çíàë, ÷òî òàê áóäåò
»
Ëàíà Àëüòåð
Âñå âñòðå÷è â íàøåé æèçíè íå ñëó÷àéíû,
Îäíàæäû ìû óâèäèìñÿ ñ òîáîé.
Íî òû íå ïðèãëàñèøü íà ÷àøêó ÷àÿ,
È ÿ íå îãëÿíóñü, ñêàçàâ, «-Ïîñòîé!».
Âñ¸ òàê ñìåøíî: êîãäà-òî áûëè âìåñòå,
Ñî ñìåõîì æèëè ìû è âåðèëè â ëþáîâü.
Íî ìû íå â ñêàçêå, æèçíü — îíà èíàÿ,
Îíà ïðîâåðèò ÷óâñòâà íà ëþáîâü.
Òåïåðü ó íàñ ñ òîáîé äðóãèå ñóäüáû.
Íå òî, ÷òî ìû ïðîðî÷èëè ñ òîáîé.
È åñëè ìû êîãäà-íèáóäü ñòîëêí¸ìñÿ,
Ìû ïðè÷èíèì äðóã äðóãó òîëüêî áîëü.
Äàíîâà Àë¸íà
ß ó÷óñü áåç íåãî ïðèíèìàòü ñâîþ íîâóþ æèçíü…
Îäåâàòüñÿ òåïëåå è êóøàòü íà çàâòðàê îìëåò.
Òîò, êòî ðÿäîì ñåé÷àñ ïîìîãàåò ñîâåòîì:«Äåðæèñü!»
È âñåãäà çàáèðàåò îñòàòêè ìîèõ ñèãàðåò.
Òîò, êòî ðÿäîì áåçóìíî õîðîøèé, íî ýòî «íå òî».
ß èñêàëà ïîõîæåãî òåëîì/òâîåþ äóøîþ…
Íî òåáÿ çàìåíèòü íèêîìó/íèêîãäà íå äàíî!
ß, âîçìîæíî, åìó ñêîðî ñòàíó çàêîííîé æåíîþ.
Áåç íåãî ÿ ó÷óñü ïðèíèìàòü ýòîò ãð¸áàíûé ìèð!
Íå çâîíþ.. Ìíå òàê ëåã÷å. È ïóñòü îí ìåíÿ íå îñóäèò…
Íî òåïåðü òîëüêî ìûñëåííî: «Îí æå ìåíÿ íå öåíèë».
Ýòî áîëüíî, êîãäà èñ÷åçàþò ëþáèìûé ëþäè…
Æàêóïîâà Òàòüÿíà
Òâåðäèøü òû,
×òî ðàññòàòüñÿ íàì ïîðà,
×òî òû â ñâîèõ íàäåæäàõ îáìàíóëàñü,
×òî âñÿ ìîÿ ëþáîâü ê òåáå —
Èãðà.
Íå ñëèøêîì ëè èãðà ïîäçàòÿíóëàñü?
Èãðà â ëþáîâü,
ß çíàþ, íå ê äîáðó,
Èãðà â ëþáîâü êîðîòåíüêîãî ñðîêà.
Ñåìü ëó÷øèõ ëåò ïîòðàòèòü íà èãðó,
Ñåìü ëó÷øèõ ëåò!
Íå ñëèøêîì ëè æåñòîêî?
Ñòàðåþ ÿ,
Ëþáëþ òåáÿ îäíó.
Ñåäåþ ÿ äî âðåìåíè, äî ñðîêà.
Ñåìü ëó÷øèõ ëåò îòäàòü çà ñåäèíó,
Ñåìü ëó÷øèõ ëåò!
Íå ñëèøêîì ëè æåñòîêî?
Âàñèëèé Ôåäîðîâ
Источник
Александр Вертинский
СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
И в хаосе этого страшного мира,
Под бешеный вихрь огня
Проносится огромный, истрепанный том Шекспира
И только маленький томик — меня…
Содержание:
Femme raffinee («Рафинированная» женщина)
Piccolo bambino (Маленький мальчик)
Аллилуйя
Бал Господен
Бар-девочка
Без женщин
Безноженька
В синем и далеком океане
В снегах России
В степи молдаванской
«В этой жизни ничего не водится…»
Ваши пальцы
Ворчливая песенка
Все, что осталось
Дансинг-гёрл
Девочка с капризами
Детский городок
Джимми
Дни бегут
Доченьки
Дым без огня
Желтый Ангел
Жене Лиле
За кулисами
Злые духи
«И в хаосе этого страшного мира…»
Иная песня
Ирине Строцци
Испано-Суиза
«Каждый тонет — как желает…»
«Как жаль, что с годами уходит…»
«Какой ценой Вы победили…»
Кинокумир
Кокаинетка
Концерт Сарасате
Лиловый негр
Личная песенка
Любовнице
Любовь
«Любовью болеют все на свете…»
Мадам, уже падают листья
Маленькие актрисы
Маленький креольчик
Малиновка
Марлен
Минуточка
Музыканты лета
Мыши
Наше горе
Ненужное письмо
О моей собаке
О нас и о Родине
Обезьянка Чарли
Оловянное сердце
Осень
Отчизна
Палестинское танго
Пани Ирена
«Пей, моя девочка, пей, моя милая…»
Песенка о моей жене
«По золотым степям, по голубым дорогам…»
Поздняя встреча
Полукровка
Попугай Флобер
Пред ликом Родины
Прощальный ужин
Прощание
Птицы певчие
Ракель Меллер
Рождество
Салют
Сердце в петлицу
Сероглазочка
«Сквозь чащу пошлости, дрожа от отвращенья…»
Сумасшедший шарманщик
Танго «Магнолия»
Танцовщица
Твоя любовь
То, что я должен сказать
«Ты сказала, что Смерть носит…»
Ты успокой меня
«У моих дочурок много есть игрушек…»
Убившей любовь
«Хорошо в этой „собственной“ даче…»
«Хорошо в этой маленькой даче…»
Я сегодня смеюсь над собой
«Я всегда был за тех, кому горше и хуже…»
Femme raffinee
(«Рафинированная» женщина)
Разве можно от женщины требовать многого?
Вы так мило танцуете, в Вас есть шик.
А от Вас и не ждут поведения строгого,
Никому не мешает Вас муж-старик.
Только не надо играть в загадочность
И делать из жизни «le vin triste».
Это все чепуха, да и Ваша порядочность —
Это тоже кокетливый фиговый лист.
Вы, несомненно, с большими данными
Три — четыре банкротства — приличный стаж.
Вас воспитали чуть-чуть по-странному,
Я б сказал, европейски — фокстрот и пляж!
Я Вас так понимаю, я так Вам сочувствую,
Я готов разорваться на сто частей.
Восемнадцатый раз я спокойно присутствую
При одной из обычных для Вас «смертей».
Я давно уже выучил все завещание
И могу повторить Вам в любой момент:
Фокстерьера Люлю отослать в Испанию,
Где живет Ваш любовник… один… студент.
Ваши шляпки и платья раздать учащимся.
А «dessous» сдать в музей прикладных искусств.
А потом я и муж, мы вдвоем потащимся
Покупать Вам на гроб сирени куст.
Разве можно от женщины требовать многого?
Там, где глупость божественна, ум — ничто!
1933
Париж
Piccolo bambino
(Маленький мальчик)
Вечерело. Пели вьюги.
Хоронили Магдалину,
Цирковую балерину.
Провожали две подруги,
Две подруги — акробатки.
Шел и клоун. Плакал клоун,
Закрывал лицо перчаткой.
Он был другом Магдалины,
Только другом, не мужчиной,
Чистил ей трико бензином.
И смеялась Магдалина:
«Ну какой же ты мужчина?
Ты чудак, ты пахнешь псиной!»
Бедный piccolo bambino…
На кладбище снег был чище,
Голубее городского.
Вот зарыли Магдалину,
Цирковую балерину,
И ушли от смерти снова…
Вечерело. Город ник.
В темной сумеречной тени.
Поднял клоун воротник
И, упавши на колени,
Вдруг завыл в тоске звериной.
Он любил… Он был мужчиной,
Он не знал, что даже розы
От мороза пахнут псиной.
Бедный piccolo bambino!
1933
Париж
Аллилуйя
М. Юрьевой
Ах, вчера умерла моя девочка бедная,
Моя кукла балетная в рваном трико.
В керосиновом солнце закружилась, победная,
Точно бабочка бледная, — так смешно и легко!
Девятнадцать шутов с куплетистами
Отпевали невесту мою.
В куполах солнца луч расцветал аметистами.
Я не плачу! Ты видишь? Я тоже пою!
Я крещу твою ножку упрямую,
Я крещу твой атласный башмак.
И тебя, и не ту и ту самую,
Я целую — вот так!
И за гипсовой маской, спокойной и строгою,
Буду прятать тоску о твоих фуэте,
О полете шифонном… и многое, многое,
Что не знает никто. Даже братья Патэ!
Упокой меня. Господи, скомороха смешного,
Хоть в аду упокой, только дай мне забыть, что болит!
Высоко в куполах трепетало последнее слово
«Аллилуйя» — лиловая птица смертельных молитв.
1916–1917
Бал Господень
В пыльный маленький город, где Вы жили ребенком,
Из Парижа весной к Вам пришел туалет.
В этом платье печальном Вы казались Орленком,
Бледным маленьким герцогом сказочных лет…
В этом городе сонном Вы вечно мечтали
О балах, о пажах, вереницах карет
И о том, как ночами в горящем Версале
С мертвым принцем танцуете Вы менуэт…
В этом городе сонном балов не бывало,
Даже не было просто приличных карет.
Шли года. Вы поблекли, и платье увяло,
Ваше дивное платье «Мэзон Лавалетт».
Но однажды сбылися мечты сумасшедшие.
Платье было надето. Фиалки цвели.
И какие-то люди, за Вами пришедшие,
В катафалке по городу Вас повезли.
На слепых лошадях колыхались плюмажики,
Старый попик любезно кадилом махал…
Так весной в бутафорском смешном экипажике
Вы поехали к Богу на бал.
1917
Бар-девочка
Вы похожи на куклу в этом платьице аленьком,
Зачесанная по-детски и по-смешному.
И мне странно, что Вы, такая маленькая,
Принесли столько муки мне, такому большому.
Истерически злая, подчеркнуто пошлая,
За публичною стойкой — всегда в распродаже.
Вы мне мстите за все Ваше бедное прошлое-
Без семьи, без любви и без юности даже.
Сигарета в крови. Зубы детские, крохкие.
Эти терпкие яды глотая,
Источник