Сестринский уход при боли внизу живота

Сестринский уход при боли внизу живота thumbnail

Сестринский процесс при боли состоит из нескольких этапов, ниже представлены и расписаны каждый из них.

Первичная оценка боли

Первичную оценку боли дать достаточно сложно, поскольку боль — это субъективное ощущение, включающее в себя неврологические, физиологические, поведенческие и эмоциональные аспекты. При первичной, текущей и итоговой оценке, проводимой с участием пациента, за отправную точку следует брать субъективные ощущения пациента. «Описание человеком боли и наблюдение за его реакцией на неё — основные методы оценки состояния человека, испытывающего боль».
H. Роупер и соавт.приводят три основных метода проведения оценки:
— описание боли самим человеком;
— изучение возможной причины появления боли;
— наблюдение за реакцией человека на боль.
Прежде всего следует определить локализацию боли. Вначале, как правило, человек указывает на достаточно большой участок, затронутый болью. Однако при более детальном расспросе этот участок оказывается меньшего размера и более локализованным.
Далее следует выяснить возможную причину и время появления боли, условия исчезновения боли, а также её продолжительность, факторы, усиливающие или ослабляющие боль.
Интенсивность боли должна быть оценена, исходя из ощущения этой боли самим пациентом, и не обязательно определяется по его реакции на боль. Для этого может быть использована шкала оценки боли в баллах (вербальная сравнительная шкала рейтинга боли):
0 — боль отсутствует в состоянии покоя и при движении;
1 — боль отсутствует в состоянии покоя, лёгкая боль при движении;
2 — лёгкая боль в состоянии покоя, умеренная боль при движении;
3 — умеренная боль в состоянии покоя, сильная боль при движении;
4 — сильная боль в состоянии покоя и при движении. Опыт показывает, что пациенты часто не сообщают о боли или дают неадекватную информацию, занижая свои ощущения. Рядом исследователей установлено, что медицинские работники часто переоценивают степень облегчения боли в результате проведённой аналгезии и занижают уровень боли, испытываемой пациентом.
Наиболее эффективным способом, позволяющим установить интенсивность боли у пациента до и после аналгезии, является использование линеек со шкалой, по которой оценивается сила боли в баллах.
Эти линейки представляют собой прямую линию, на одном конце которой отмечена точка отсутствия боли (0 баллов), а на другом конце находится точка, соответствующая нестерпимой боли (10 баллов). Сестра объясняет пациенту, что означает сила боли в 10 баллов, 8 баллов и т.п. Затем пациент отмечает на линейке точку, соответствующую его ощущению боли. Приведены примеры таких линеек. Примеры линеек со шкалой для определения интенсивности боли.

Простейшая описательная шкала интенсивности боли

1. Простейшая описательная шкала интенсивности боли.

Цифровая шкала интенсивности боли от 0 до 10

2. Цифровая шкала интенсивности боли от 0 до 10.

Визуально-аналоговая шкала интенсивности боли

3. Визуально-аналоговая шкала.
Примечание: 2,3 — при использовании цифровой и визуально-аналоговой шкал рекомендуется использовать базовую линию в 10 см.

Шкала интенсивности боли

Шкала интенсивности боли

Использование подобных линеек даёт более объективную информацию об уровне боли, чем фразы: «Я не могу больше терпеть боль», «Ужасно болит», «Это невыносимо». (Для оценки интенсивности боли у детей может быть использована шкала, на которой изображены лица, выражающие разные эмоции)
Если внимательно наблюдать за реакцией на боль, то можно получить полезную информацию о состоянии пациента, особенно при невозможности вербального общения или в случае помутнения сознания. О сильной боли могут свидетельствовать бледность, учащение дыхания, повышение артериального давления, повышенное потоотделение, человек может скрежетать зубами, прикусывать нижнюю губу, сморщивать лоб. Реакцией на боль могут быть изменение поведения, снижение (потеря) аппетита, уменьшение объёма повседневной деятельности. Вынужденное положение пациента, беспокойство, плач, стон, иногда пронзительный крик также могут являться реакцией на боль. При этом исследователи, занимающиеся этим вопросом, утверждают, что «некоторые пациенты нуждаются в том, чтобы сёстры говорили им о том, что их поведение, связанное с болью, является нормальным и уместным и что другие люди так же реагируют на боль».
Проводя первичную оценку боли, следует выяснить у пациента её характер (тупая, острая, жгучая, сжимающая, колющая и т.п

Визуальная шкала интенсивности боли

Визуальная шкала интенсивности боли.

0 — пациента боль не беспокоит; 2 — боль беспокоит незначительно; 4 — боль немного беспокоит; 6 — боль существенно беспокоит; 8 — боль значительна, сознание пациента сконцентрировано на боли; 10 — боль настолько сильна, насколько пациент может её представить; он еле сдерживается
и причины возникновения. Так, боль в области желудка может возникать до, во время и после еды, боль в суставах может быть в покое и/или при движении и т.д. Шум, яркий свет, а также чувство страха, тревога, также могут быть причиной боли. Человек, как правило, легко указывает на факторы, вызывающие боль.
И наконец, следует выяснить у человека, как он переносил подобную боль ранее. Для самооценки боли пациенту может быть предложена одна из описательных шкал.
Сопоставьте слово (слова), которое соответствует Вашей боли, с цифрой на прямой линии, которая покажет степень тяжести Вашей боли. Проведите стрелку от этого слова к цифре или скажите медицинской сестре.

Сестринский процесс при боли

Очень важно, чтобы сестра делала выводы после проведения первичной оценки не только по результатам осмотра пациента и его поведения, но и на основании описания боли и её оценки самим пациентом: боль — это то, что о ней говорит пациент, а не то, что думают другие.
Ниже приведена одна из карт, рекомендуемых для самооценки хронической боли, в том числе у онкологических больных.

Читайте также:  Резкая боль внизу живота и жидкий стул

Карта самооценки боли

Карта самооценки боли

Данные карты могут быть особенно полезны в случаях, когда человек способен принимать активное участие в процессе анализа, мониторинга и оценки боли вместе с медицинской сестрой, а также когда с помощью сестринского вмешательства можно добиться некоторого ослабления боли. Однако эти карты малоэффективны в случаях неустранимых болей.
Методы оценки боли должны отвечать конкретным потребностям разных групп пациентов. Важно выбрать тот метод, который будет в наибольшей степени соответствовать конкретному типу болевых ощущений. Например, неприемлемо использовать карту оценки боли, предназначенную для пациентов с хронической болью, для оценки послеоперационных болей.
Исследование применения карты оценки боли, используемой в Королевской больнице Марсден (Великобритания), показало, что данная карта является ценным методом оценки болей в 98% случаев. «Приводимое ниже руководство по исходной оценке боли основано на карте оценки боли, разработанной в Королевской больнице Марсден. Возможно, Вам придется изменить эту карту, чтобы она отвечала потребностям той области, в которой Вы работаете».
Пример.
Руководство по исходной оценке состояния пациента, испытывающего боль, с помощью карты оценки боли.

Руководство по исходной оценке состояния пациента, испытывающего боль, с помощью карты оценки боли

Руководство по исходной оценке состояния пациента, испытывающего боль, с помощью карты оценки боли2

Карта оценки боли

Укажите на приведённых ниже рисунках тела, где вы чувствуете 6oль. Обозначьте каждый участок боли буквами: А, Б, В и т.д.

Сестринский процесс при боли

Определение целей сестринского ухода

При наличии боли у пациента главной целью сестринского ухода являются устранение причин её возникновения и облегчение страданий пациента. Следует учитывать, что устранение хронической боли является трудноразрешимой задачей и часто цель может заключаться только в том, чтобы помочь человеку превозмочь боль.

Сестринские вмешательства

Для достижения поставленных целей и оценки эффективности обезболивания сестра должна точно представить себе весь цикл явлений, связанных с болью.
Несмотря на то что медицинские сёстры не назначают медикаментозного лечения, их роль в проведении лекарственной терапии огромна.
По назначению врача медицинская сестра должна контролировать правильность применения препарата (через рот, под язык), а также вводить лекарственное средство подкожно, внутримышечно, внутривенно.
Очень важно, чтобы сестра понимала, как работает то или иное болеутоляющее средство. В этом случае она сможет совместно с пациентом проводить текущую оценку адекватности обезболивания.

Цикл явлений, связанных с болью

Цикл явлений, связанных с болью

И. Роупер и соавт. приводят данные исследований, прове- дённых Клосс (1990), в которых говорится о том, что «от недостаточного использования наркотических болеутоляющих средств можно ожидать неблагоприятных для пациента последствий, как физических, так и психологических». При этом Клосс отмечает, что причинами недостаточного использования наркотических анальгетиков являются:
— «преувеличение убеждения в том, что, во-первых, опиаты вызывают привыкание к ним пациента, а во-вторых, они обладают побочным действием, угнетая дыхательный центр;
— трудности при проведении первичной оценки боли, обусловленные нежеланием и страхом многих пациентов обращаться с просьбами о назначении им наркотических средств».
К сожалению, в нашей стране пока не используются специальные устройства, которые, будучи соединёнными с веной пациента, позволяют ему самостоятельно простым нажатием кнопки вводить себе через заранее установленные промежутки времени обезболивающее средство сразу после того, как он почувствует интенсивную боль. При этом предусмотрен механизм, исключающий передозировку препарата.
При наличии боли у престарелых людей следует помнить о том, что у них часто имеется более одного источника боли, а также о возможных сложностях в общении, связанных с нарушением зрения, слуха или снижением познавательных способностей.
Помимо лекарственной терапии, проводимой сестрой по назначению врача, в пределах её компетентности имеются и другие способы обезболивания. Уменьшить боль могут отвлечение внимания, изменение положения тела, применение холода или тепла, обучение пациента различным методикам расслабления, растирание или лёгкое поглаживание болезненного участка.
Мы уже говорили о том, что хроническая боль изменяет образ жизни человека. Люди, обречённые жить, испытывая хроническую боль, нуждаются в особом комплексном лечении, которое многие из них могут получить в специальных лечебных учреждениях — хосписах. В хосписе пациента обучают, как совладать с болью и жить с ней, а не как излечить эту боль. Человеку помогают максимально возможно повысить качество своей жизни. Способы обезболивания, используемые в хосписах, можно разделить на три группы:
— физические (изменение положения тела, применение тепла или холода, массаж и вибрация, акупунктура);
— психологические (общение, отвлечение внимания, музыкальная терапия, техника расслабления и снятия напряжения, гипноз);
— фармакологические (местные и общие анальгетики, транквилизаторы).
Поиск новых способов обезболивания продолжается постоянно. Однако когда лекарственные средства в тех или иных случаях оказываются недостаточно эффективными или недоступными для пациентов (как правило, если пациент находится вне лечебного учреждения), первостепенное значение должно придаваться другим, нефармакологическим способам обезболивания.

Оценка результатов сестринского вмешательства

Для проведения итоговой оценки успешности сестринских вмешательств необходимы объективные критерии. Во многих странах постоянно ведутся научные исследования в этой области.
Приведённые выше примеры линеек и шкал для определения интенсивности боли могут служить одним из критериев как при текущей, так и при итоговой оценке. Следует признать, что медицинская сестра не единственный человек, помогающий пациенту достичь эффекта обезболивания.
Две шкалы, приведённые ниже, тоже помогут объективной оценке уменьшения боли:
Шкала для характеристики ослабления боли:
А — боль полностью исчезла;
Б — боль почти исчезла;
В — боль значительно уменьшилась;
Г- боль уменьшилась слегка;
Д — нет заметного уменьшения боли.
Шкала успокоения:
0 — успокоение отсутствует;
1 — слабое успокоение; дремотное состояние, быстрое (лёгкое) пробуждение;
2 — умеренное успокоение, обычно дремотное состояние, быстрое (лёгкое) пробуждение;
3 — сильное успокоение, усыпляющее действие, трудно разбудить пациента;
4 — пациент спит, глубокий сон.
Мы предлагаем возможный план ухода за пациентом, испытывающим боль.
Рекомендуемый план ухода при боли(у взрослого пациента)

Читайте также:  Тянущая боль внизу живота и ноет поясница

Рекомендуемый план ухода при боли

Рекомендуемый план ухода при боли
Боль и желание её уменьшить — основные причины обращения людей за медицинской помощью. Многие понимают, что полностью снять боль невсегда возможно. Однако каждый пациент имеет право на адекватное обезболивание, декларированное ему в «Законе РФ об охране здоровья граждан».

Теоретические основы сестринского дела. С. А. Мухина, И. И. Тарновская. 2010г.

Источник

ЗАДАЧА №20

Беременная О.Н., 20 лет, поступила в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 8 недель, ранний гестоз, умеренная рвота.

Тошнота и рвота по утрам появились 2 недели назад, но вскоре рвота участилась до 10 раз в сутки до и после приема пищи. Жалуется на слабость, головокружение, отсутствие аппетита, похудела на 3 кг. В пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, боится повторения рвоты, на контакты идет, но выражает опасение за исход беременности.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. АД 100/80 мм рт. ст. Пульс 100 ударов в минуту. Температура тела 37,7° С. Живот правильной формы, участвует в акте дыхание, мягкий, безболезненный.

Задания:

Задание №1. Определите проблемы пациентки.

Задание №2. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Задание №3. Объясните беременной, как подготовиться к влагалищному исследованию.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Настоящие: рвота, тошнота, головокружение, слабость.

Потенциальные проблемы: невынашивание беременности, интоксикация.

Приоритетная проблема: рвота.

Задание №2

Краткосрочная цель: у пациентки в ближайшие дни прекратится рвота, тошнота и обезвоживание организма.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на рвоту и тошноту при выписке.

План Мотивация
1. Создание полного покоя и длительного сна беременной Для уменьшения стрессовых воздействий на ЦНС
2. Изоляция от пациенток с таким же диагнозом Для исключения рефлекторного воздействия на рвотные центры
3. Обеспечение обильного питья Для восполнения объема потерянной жидкости
4. Проведение беседы об особенностях приема пищи (небольшие порции, в холодном виде) Для усвоения организмом принятой пищи
5. Проведение беседы об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов, микроэлементов. Для компенсации потери белка и повышение защитных сил организма
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты в течение дня Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом
7. Проведение беседы о необходимости полоскания рта раствором шалфея, коры дуба Для уменьшения слюнотечения
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациентки Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка. Беременная отмечает урежение и прекращение рвоты. Беременность сохранена. Цель достигнута.

Задание №3. Правила подготовки к влагалищному исследованию.

· Перед осмотром принять душ или ванну и надеть свежее белье. Вместе с тем особенно тщательно подмываться не стоит, так как врач должен увидеть микрофлору влагалища в нормальном, «повседневном» состоянии.

· Опорожнить мочевой пузырь и кишечник.

· Запрещается спринцеваться (вводить воду, а тем более антисептические вещества во вла­галище с помощью спринцовки): во-первых, спринцевание лишит врача возможности оценить влагалищные выделения, которые для специалиста весьма информативны; во-вторых, мазок, взятый после спринцевания, будет, мягко говоря, не информативным.

· Не рекомендуется пользоваться специальными интимными дезодорантами или духами.

· За сутки до визита к врачу исключить половые контакты, так как во влагалище часто остается небольшое количество семенной жидкости, мешающей сделать достоверный анализ.

· Лучший период для посещения врача — первые дни после менструации. Во время менструации проходить осмотр и дальнейшие обследования не стоит, за исключением экстренных состояний (например, кровотечение, сопровождающееся резкой болью).

ЗАДАЧА №21

Беременная 20 лет, поступила в стационар в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 12 недель. Самопроизвольный угрожающий аборт.

Жалобы на тянущие боли внизу живота и в поясничной области. Заболела 2 дня назад, причину заболевания связывает с подъемом тяжести на работе.

Женщина тревожна, беспокоится за дальнейший исход беременности.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, физиологической окраски. АД 120/80 мм рт. ст., пульс 74 удара в минуту. Живот мягкий, безболезненный.

Задания:

Задание №1. Определите проблемы пациентки.

Задание №2. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Задание №3. Обучите беременную правилам введения свечей в прямую кишку.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Проблемы пациентки

Настоящие проблемы: боли внизу живота и в поясничной области, беспокойство за исход беременности.

Потенциальные проблемы: кровотечение, гибель плода.

Приоритетная проблема беременной: боль внизу живота.

Задание №2

Краткосрочная цель: прекратить боли у беременной.

Долгосрочная цель: сохранить беременность.

План Мотивация
1. Обеспечение психического покоя Для уменьшения стрессовых воздействий
2. Создание физического покоя Для снятия тонуса и напряжения матки
3. Проведение подготовки к процедуре иглорефлексотерапии Для рефлекторного воздействия на мышечный слой матки
4. Проведение процедуры электросон Для рефлекторного воздействия на ЦНС для создания седативного эффекта
5. Проведение беседы с мужем в целях обеспечения полового покоя Для снятия тонуса мышечного слоя матки
6. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания беременной с высоким содержанием: белка, витаминов и микроэлементов Для полноценного развития плода и профилактики развития анемии у беременной
7. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты Для профилактики гипоксии плода
8. Наблюдение за состоянием беременной Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
Читайте также:  Боли внизу живота при беременности пью дюфастон

Оценка: Пациентка отмечает уменьшение и прекращение болей. Появляется уверенность в сохранении беременности. Цель достигнута.

Задание №3

Введение свечей в прямую кишкуоказывает местное воздействие при заболеваниях прямой кишки и общее воздействие при невозможности введения лекарств другим способом.

Показания к введению свечей в прямую кишку. Непроходимость пищевода; рвота; категорический отказ пациента от приема лекарств через рот; нарушение глотания; заболевания прямой кишки, анального отверстия.

Противопоказания. Непереносимость препарата.

Оснащение. Свечи; стерильная марлевая салфетка; напальчник и резиновые перчатки.

Техника выполнения:

1. Освобождают свечу от оболочки.

2. Надевают на указательный палец правой руки напальчник, затем перчатки.

3. Лечь набок и подтянуть ноги, согнутые в коленях, к животу.

4. Свечу взять у основания салфеткой.

5. Пальцами левой руки развести ягодицы. Правой рукой ввести свечу в анальное отверстие за наружный сфинктер прямой кишки. Рекомендуется не вставать в течение получаса. За 40 — 60 мин до введения свечи рекомендуется поставить очистительную клизму.

ЗАДАЧА №22

В родильное отделение ЦРБ поступила повторнородящая С. 29 лет, с доношенной беременностью и регулярной родовой деятельностью. В анамнезе — 2 медицинских аборта, одни срочные роды. I — II периоды данных родов протекали без осложнений. Родилась девочка, весом 4000 г. Послед отделился и выделился самостоятельно, со всеми дольками и оболочками.

Через 10 минут после рождения последа началось обильное кровотечение. Общее состояние удовлетворительное, АД — 120/70, 110/70 мм рт. ст. Пульс 78 ударов в минуту, ритмичный. Сократительная способность матки снижена. Матка дряблая, контуры расплывчатые. Кровопотеря 450г и продолжается.

Задания:

Задание №1. Определить проблемы пациентки.

Задание №2. Поставить предварительный диагноз и обосновать его.

Задание №3. Признаки отделения плаценты.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

· Действительные проблемы: обильное кровотечение.

· Потенциальные проблемы: вероятность развития геморрагического шока и ДВС синдрома.

Задание №2

Роды вторые, срочные крупным плодом. Ранний послеродовый период. Гипотоническое кровотечение. ОАГА.

Диагноз поставлен на основании условий задачи — роды вторые, срочные; масса плода при рождении – 4000 г. (крупный плод); обильное кровотечение через 10 минут после рождения последа; ОАГА — в анамнезе 2 медицинских аборта.

Задание №3

Признаки отделения плаценты:

Признак Шредер — изменение формы и высоты стояния дна матки. Увеличение высоты стояния дна матки до реберной дуги и отклонение её вправо (чаще) или влево – признак положителен.

Признак Альфельда — наложить лигатуру (зажим) на пуповину у половой щели. Удлинение наружного отрезка пуповины, в связи с чем лигатура (зажим) опускается на 10-12 см – признак положителен.

Признак Кюстнера – Чукалова — надавить ребром ладони над симфизом. Пуповина во влагалище не втягивается — признак положителен

ЗАДАЧА №23

К акушерке ФАП на прием пришла первобеременная 26 лет. Срок беременности 37-38 недель. В детстве перенесла тяжелый рахит, пневмонию, ветряную оспу, часто болела вирусными заболеваниями. АД — 100/60 мм рт.ст., пульс — 78 уд/мин.

При проведении наружного акушерского исследования обнаружилось, что головка плода находится справа по ребру матки, а тазовый конец слева. Над входом в малый таз нет предлежащей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное 142 уд/ мин, на уровне пупка. Матка в обычном тонусе. Наружные размеры таза: 27- 28-32-17см.

Задания:

Задание №1. Определить проблемы пациентки.

Задание №2. Поставить предварительный диагноз и обосновать его.

Задание №3. Дать определение: позиция, предлежание, вид.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

· Действительные проблемы: поперечное положение плода.

· Потенциальные проблемы: разрыв матки, кровотечение, материнская и перинатальная смертность.

Задание №2

Беременность 37-38 недель. Поперечное положение плода. Плоско-рахитический таз.

Диагноз поставлен на основании данных второго и третьего приемов Леопольда Левицкого — головка плода находится справа по ребру матки, а тазовый конец слева. Над входом в малый таз нет предлежащей части, при аускультации сердцебиение плода на уровне пупка. Плоско-рахитический таз.

Задание №3

Дать определение: позиция, предлежание, вид.

Позиция – отношение спинки плода левой или правой стенки матки. При 1 позиции спинка слева, при 2 позиции – справа.

Предлежание плода – отношение крупной части плода ко вхожу в малый таз. Может предлежать головка (крупная, округлая, твердая, баллотирующая часть) или таз плода (мягкая, неправильной формы, не баллотирующая часть).

Вид — отношение спинки плода передней или задней стенки матки. При переднем виде спинка плода повернута кпереди, при заднем виде – кзади.



Источник