Мое сердце болит где же ты айболит
1
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
2
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!»
3
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»
«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».
4
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
5
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
6
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
7
А в Африке,
А в Африке,
На чёрной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»
8
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам.
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.
9
Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Анализ стихотворения «Айболит» Чуковского
В основе произведения Корнея Ивановича Чуковского заложена тема любви к животным и прославление одной из самых трудных, но благородных профессий — врач. Главным героем сказки является доктор Айболит, который воплощает в себе доброту, чуткость и сострадание к ближним.
Центральная идея сказочного произведения: исцеление бедных и больных животных. Доктор берется за лечение любых зверей, обратившихся к нему за помощью. Так у безутешной зайчихи трамвай переехал сынишке ноги. Айболит лечит малыша: пришивает ему новые лапки.
Однажды доктору приносят тревожную телеграмму. Звери очень просили в ней поехать Айболита в Африку, чтобы вылечить их детей, которые заболели серьезными и непонятными заболеваниями. Доктор отправляется в путь: бежит по полям и лесам, даже не останавливаясь, чтобы отдохнуть. Врачу оказывают помощь волки: они везут его на своих спинах. Кит помогает переплыть море, а орлы — перелететь высокие горы.
Десять дней Айболит занимается лечением больных в Африке: измеряет животным температуру, дает шоколад и гоголь-моголь. Когда все окончательно выздоравливают, звери устраивают праздник. Они поют, пляшут и прославляют доброго доктора. Произведение демонстрирует нам то, что к животным нельзя относиться также, как к вещам или предметам. Они точно такие же живые существа.
Сказка написана максимально простым детским языком. Она легко читается, но в то же время оказывает огромное воспитательное значение. Произведение выдвигает на первый план те базовые качества, без которых невозможно жить в мире. Айболит никому не отказывает в помощи, старается уделить внимание и время любому животному. Своим примером доктор показывает, как важно оказаться рядом с теми, кому требуется помощь.
В замечательном произведении Чуковского мы наглядно видим, как крепкая дружба и взаимопомощь способны сотворить настоящее чудо. Доктор лечит зверят, и они отвечают ему любовью и благодарностью. Здесь отлично продемонстрирована сила сплоченного коллектива. В одиночку будет сложно противостоять такому опасному врагу как Бармалей, а общими усилиями это прекрасно получается.
Абсолютно не важно — человек ты или зверь. Все мы одинаково нуждаемся в любви, поддержке и вере в чудо. Если каждый из нас в один определенный момент сможет протянуть руку помощи тому, кто слабее, этот мир точно станет лучше. Друзей нужно иметь всегда и не бросать их в трудную минуту.
Источник
Äåéñòâóþùèå ëèöà
Äîêòîð Àéáîëèò
Ñîðîêà
Ëèñà
Ìåäâåæîíîê
Áàðáîñ
Çàé÷èõà
Çàé÷èê
Âåòåð
Êèò
Îðåë
Íîñîðîã
Îáåçüÿíêà
Êóçíå÷èê
Ñòðàóñÿòà
Ìåñòî äåéñòâèÿ ëåñ, ñðåäíÿÿ ïîëîñà; àôðèêàíñêèå äæóíãëè.
Âðåìÿ äåéñòâèÿ ñîáûòèÿ ïðîèñõîäÿò â íàøè äíè.
ÄÅÉÑÒÂÈÅ I
ÑÖÅÍÀ 1
Äåéñòâèå ïðîèñõîäèò â ëåñó. Ùåáå÷óò ïòèöû. Íà îäíîì èç äåðåâüåâ ñèäèò ñîðîêà. Ïîÿâëÿåòñÿ Àéáîëèò è ïîåò ïåñíþ:
Àéáîëèò
Êàêàÿ ïðåêðàñíàÿ íûí÷å ïîãîäà!
×óäåñíûé äåíåê ïîäàðèëà ïðèðîäà.
Êàê ïòè÷êè ïîþò è êàê ñîëíûøêî ñâåòèò,
ß ñàìûé ñ÷àñòëèâûé íà âñåì áåëîì ñâåòå.
Çâåðóøêàì ëåñíûì ÿ âñåãäà ïîìîãàþ,
Óêîëàìè ÿ íèêîãî íå ïóãàþ.
Êî ìíå ïðèõîäèòå ñêîðåå ëå÷èòüñÿ,
Çàé÷èøêà è åæèê, ìåäâåäü è âîë÷èöà.
Êî ìíå ïðèõîäèòå, êîëü ÷òî-òî áîëèò,
ß äîêòîð, à èìÿ ìîå Àéáîëèò.
Ïðèñÿäó â òåíå÷åê ïîä äåðåâîì ýòèì,
Ñóìåþ ïîìî÷ü ÿ è âçðîñëûì, è äåòÿì.
Ñîðîêà, ñèäÿùàÿ äî ýòîãî íà äåðåâå, íà÷èíàåò êðóæèòü ïî ëåñó è êðè÷àòü
Ñîðîêà
Âñåõ èçëå÷èò, èñöåëèò
Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò.
Ïðèõîäèòå âñå ëå÷èòüñÿ:
È êîðîâà è âîë÷èöà,
È æó÷îê, è ïàó÷îê è ìåäâåäèöà.
Çâó÷èò ìóçûêà â ñòèëå ôîêñòðîò. Ïîÿâëÿåòñÿ ëèñà ñ çàáèíòîâàííûì ãëàçîì
Àéáîëèò
×òî ñëó÷èëîñü ñ òîáîþ, ëèñà?
Ëèñà
Îé, ìåíÿ óêóñèëà îñà.
Àéáîëèò
Âîò èç ýòîãî ñäåëàé ïðèìî÷êó,
Çàâòðà áóäåøü çäîðîâà. È òî÷êà.
Ïîÿâëÿåòñÿ ìåäâåæîíîê. Çâó÷èò ìóçûêà â õàðàêòåðå ãåðîÿ
Àéáîëèò
×òî ñ òîáîé ïðèêëþ÷èëîñü, ìèøóòêà?
Ìåäâåæîíîê
Ëàïó ÿ óêîëîë íå íà øóòêó.
Àéáîëèò
ß òåáå åå éîäîì çàìàæó.
Òû, äðóæîê, íå ïî÷óâñòâóåøü äàæå.
Ìåäâåæîíîê
Âîò ñïàñèáî. Óæå íå áîëèò.
Áàðáîñ (âûõîäèò âñëåä çà ìåäâåæîíêîì)
Ïîìîãè æå è ìíå, Àéáîëèò!
Ìåíÿ êóðèöà êëþíóëà â íîñ.
Àéáîëèò
Íà öûïëÿò, âèäíî, ëàÿë, Áàðáîñ?
Îáõîäèòü òåïåðü áóäåøü ñòîðîíêîé.
Íó à íîñ ìû ïîìàæåì çåëåíêîé.
Ïîÿâëÿåòñÿ çàé÷èõà. Çâó÷èò íåâåñåëàÿ ìóçûêà.
×òî òû ïëà÷åøü òàê ãîðüêî, çàé÷èõà?
Çàé÷èõà
Ïðèêëþ÷èëîñü ñ çàé÷èøêîþ ëèõî,
Ïðèêëþ÷èëàñü ñ çàé÷èøêîé áåäà!
Àéáîëèò
Îáúÿñíè æå ìíå ãäå è êîãäà?
Çàé÷èõà
Óòðîì çàé÷èê ïîïàë ïîä òðàìâàé.
Ãîâîðèëà åìó: íå çåâàé!
Ãîâîðèëà: âíèìàòåëüíåé áóäü,
Êîëü ñòóïèë íà òðàìâàéíûé òû ïóòü!
À òåïåðü îí íå ìîæåò õîäèòü.
Êàê æå ñëåçû ìíå, äîêòîð, íå ëèòü?
Àéáîëèò
Ïîïðàâèìàÿ ýòî áåäà,
Ïîäàâàé-êà çàé÷èøêó ñþäà.
ß ïðèøüþ åìó íîâûå íîæêè,
Îí îïÿòü ïîáåæèò ïî äîðîæêå.
Äîêòîð ïðèøèâàåò íîæêè çàé÷èêó. Íà÷èíàåò çâó÷àòü çàäîðíàÿ ìóçûêà.
Çàé÷èê ïðûãàåò, êóâûðêàåòñÿ.
Àéáîëèò
Íó, òåïåðü íà êðàñíûé ñâåò
Áóäåøü áåãàòü? Èëè íåò?
Çàé÷èê
Íåò, âåäü ýòî òàê îïàñíî,
Áóäó ÿ ñòîÿòü íà êðàñíûé!
Àéáîëèò (ãëàäèò çàé÷èêà ïî ãîëîâå)
Ìîëîäåö, óðîê óñâîèë,
Àéáîëèòà óñïîêîèë.
Áóäü è ëåòîì, è çèìîé
Òû çäîðîâ, çàé÷èøêà ìîé.
Ïåñíÿ Àéáîëèòà
Áóäüòå âñå, äðóçüÿ, çäîðîâû!
È òåëåíîê, è êîðîâà,
Ìóðàâåé è ÷åðâÿ÷îê,
Ñîëîâåé è ïàó÷îê.
Ðàññ÷èòàâøèñü ïî ïîðÿäêó,
Óòðîì äåëàéòå çàðÿäêó.
Íå îòìåíÿò äîæäü è ñíåã
Óïðàæíåíèÿ è áåã.
Óìûâàéòåñü, ðàñòèðàéòåñü,
Âåñåëèòåñü, êóâûðêàéòåñü.
Çàêàëÿòüñÿ êðóãëûé ãîä
Äîëæåí âåñü ëåñíîé íàðîä.
Ïîåò õîð çâåðåé
Áóäåì ñëåäîâàòü ñîâåòàì
Ìû òâîèì çèìîé è ëåòîì,
Áóäåì äåëàòü, êàê âåëèò
Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò.
ÑÖÅÍÀ 2
Àéáîëèò (îáðàùàÿñü ê çðèòåëÿì)
À òåïåðü âîïðîñ ê ðåáÿòàì,
Øêîëÿðàì è äîøêîëÿòàì:
Ïåðåä òåì, êàê åñòü, âñåãäà
Ðóêè ìîåòå âû?
Äåòè îòâå÷àþò:
Äà!
Àéáîëèò
Ìîëîäöû, òåïåðü îòâåòüòå
Íà äðóãîé âîïðîñ ìíå, äåòè!
Åæåäíåâíî, ñ äåòñêèõ ëåò,
Íàäî ëü çóáû ÷èñòèòü?
Áîëüøèíñòâî äåòåé îòâå÷àåò:
Íåò!
Àéáîëèò
Ïëîõî ñëûøó, âîò áåäà!
Çóáû íàäî ÷èñòèòü?
Âñå äåòè îòâå÷àþò:
Äà!
Àéáîëèò (ñ óäèâëåíèåì)
Îé, ñþäà ëåòèò ñîðîêà,
Äëèííîõâîñòà, áåëîáîêà.
 êëþâå äåðæèò ïèñüìåöî,
Ñåëà ñ íèì íà äåðåâöî
Íåò, îïÿòü ñþäà ëåòèò.
Ñîðîêà ïîäëåòàåò, ñàäèòñÿ íà ïëå÷î äîêòîðà Àéáîëèòà. Îí áåðåò ó íåå èç êëþâà ïèñüìî.
Ñîðîêà
Çäðàâñòâóé, äîêòîð Àéáîëèò!
Ïðåäñòàâëÿåøü, ê íàì øàêàë
Íà êîáûëå ïðèñêàêàë.
À îòïðàâèëñÿ â äîðîãó
Îí ïî ïðîñüáå íîñîðîãà,
×òîá ïèñüìî òåáå îòäàòü.
Àéáîëèò
×òî æ, ñêîðåé íà÷íåì ÷èòàòü:
(÷èòàåò òåêñò ïèñüìà)
Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò,
Ñåðäöå íîåò è áîëèò.
 æàðêîé Àôðèêå áåäà,
Ïðèåçæàé ñêîðåé ñþäà,
Çàõâîðàëè íàøè äåòè,
Ìû íóæäàåìñÿ â ñîâåòå.
Äîëæåí òû íàñ íàó÷èòü
Êàê è ÷åì äåòåé ëå÷èòü.
Âñå òåáÿ, êòî çàíåìîã,
Æäóò ñ íàäåæäîé.
Íîñîðîã.
(îáðàùàÿñü ê ñîðîêå)
Àäðåñ èõ â ïèñüìå óêàçàí,
Ïðàâäà, íå áûë òàì íè ðàçó.
×òî æ, ñêîðåå ïîáåãó,
Áåäíûì äåòÿì ïîìîãó.
ÑÖÅÍÀ 3
Àéáîëèò îòïðàâëÿåòñÿ â ïóòü è ïîåò ïåñíþ
Âåòåð çëîé â ëèöî ìíå äóåò,
Äîæäü ñî ñíåãîì àòàêóåò.
Àéáîëèò, âåðíèñü íàçàä,-
Ìíå îòñòóêèâàåò ãðàä.
Õîòü íåëåãêàÿ äîðîãà,
ß óñòàë ñîâñåì íåìíîãî.
Ãðîçíûõ òó÷ ÿ íå áîþñü,
Ñ íåïîãîäîé ïîáîðþñü.
Ïî ïîëÿì, ëåñàì áåãó ÿ.
Âñå îñèëþ, âñå ñìîãó ÿ.
Áóäó äåíü èäòè è íî÷ü,
×òîáû Àôðèêå ïîìî÷ü.
Âåòåð (îáðàùàÿñü ê Àéáîëèòó)
ß òåáÿ íå ïðîïóùó ó ó ó,
Êàê ïîäóþ — ó, çàñâèùó ó ó
Âìèã çàáóäåøü ïðî çâåðåé,
Ïîâåðíåøü äîìîé ñêîðåé!
Àéáîëèò
Çíàþ ÿ, ÷òî ñî ñòèõèåé,
Øóòêè ìîãóò áûòü ïëîõèå.
Íî íàçàä ìíå õîäó íåò
Ýòî òâåðäûé ìîé îòâåò.
Æäóò äàâíî ìåíÿ â Ñàõàðå
Æäóò ìåíÿ íà Çàíçèáàðå,
Íà ãîðå Ôåðíàíäî-Ïî
È íà ðå÷êå Ëèìïîïî.
Ëó÷øå áóäü ïîïóòíûì, âåòåð,
Ïîìîãè äîáðàòüñÿ ê äåòÿì.
Ìîðå âñòàëî íà ïóòè.
Êàê åãî ìíå îáîéòè?
Âåòåð
×òîáû ïóòü áûë ðîâíûì, ãëàäêèì
Îòãàäàé ìîè çàãàäêè.
Àéáîëèò
Âäðóã, íà ñòàðîñòè ÿ ëåò,
Äàì íåïðàâèëüíûé îòâåò?
(Îáðàùàåòñÿ ê çàëó)
Âû ïîìîæåòå ìíå, äåòè,
Îòãàäàòü çàãàäêè ýòè?
Äåòè îòâå÷àþò:
Äà!
Àéáîëèò (âåòðó)
Õîðîøî, íà÷íåì òîãäà.
Âåòåð
Ìîæåò îí ïóñêàòü ôîíòàíû,
Íà âðàãà èäòè òàðàíîì.
 ìîðå áîäðñòâóåò è ñïèò,
Íó, à èìÿ íîñèò
Äåòè îòâå÷àþò:
Êèò!
Âåòåð
Âåðíî, êèò òåáå ïîìîæåò.
Ïåðåïëûòü îí ìîðå ñìîæåò.
Êàê îãðîìíûé ïàðîõîä,
Îí îòïðàâèòñÿ â ïîõîä.
Âîëí êðóòûõ òåïåðü íå áîéñÿ,
Ñÿäü óäîáíåé, óñïîêîéñÿ.
(Àéáîëèò óñàæèâàåòñÿ íà êèòà)
Áåç âîëíåíèé è çàáîò
Ïîïëûâåøü òåïåðü âïåðåä.
ÑÖÅÍÀ 4
Çâó÷èò ìóçûêà. Àéáîëèò âûñàæèâàåòñÿ íà áåðåã.
Àéáîëèò
Âîò åùå îäíà ïðåãðàäà,
Ïî ãîðàì âçáèðàòüñÿ íàäî.
Î÷åíü ÿ â ïóòè îñëàá,
Íî íåëüçÿ èäòè íàçàä.
Âåòåð (Àéáîëèòó)
Òàê îòãàäûâàé çàãàäêè,
×òîáû áûëî âñå â ïîðÿäêå.
Êîëü ïîìîæåò äåòâîðà,
Íå ñòðàøíà òåáå ãîðà.
(çàãàäûâàåò çàãàäêó)
Ïðî íåãî íå ñêàæåøü ïòàõà.
Âåëè÷àâ îí è ñèëåí.
Äâà êðûëà ñ áîëüøèì ðàçìàõîì,
Ìîùíûé êëþâ èìååò îí.
È áåññòðàøíûé, è ìîãó÷èé
Îí ïàðèò íàä ãîðíîé êðó÷åé.
Õîòü ïòåíöû åãî ìàëû,
Âñå ðàâíî îíè
Äåòè îòâå÷àþò:
Îðëû!
Âåòåð
Ïîãëÿäè-êà, Àéáîëèò,
Ñî ñêàëû îðåë ëåòèò.
À ëåòèò îí íà ïîäìîãó —
Ïîêàçàòü òåáå äîðîãó.
Àéáîëèò
Òàê ñêîðåå æå, ñêîðåé!
ß âîëíóþñü çà çâåðåé.
Äîêòîð ñàäèòñÿ íà îðëà.
Âåòåð (îðëó)
Âïðàâäó, íàäî òîðîïèòüñÿ.
Îòïðàâëÿéñÿ â ïóòü, öàðü-ïòèöà!
ÄÅÉÑÒÂÈÅ II
ÑÖÅÍÀ 5
Àôðèêà. Ïàëüìû. Íà êðîâàòÿõ ëåæàò áîëüíûå çâåðè è ñòîíóò. Íà äåðåâüÿõ âèñÿò îáåçüÿíû. Ïîä ïàëüìîé ñèäèò íîñîðîã è ïîåò.
Íîñîðîã
ß ïîä ïàëüìîþ ñèæó
È ÷àñàìè âäàëü ãëÿæó.
Ïðèïëûâåò èëü ïðèëåòèò
Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò?
Äåòè íîþò, äåòè ïëà÷óò,
Íå ñìåþòñÿ è íå ñêà÷óò.
Äåòè ñòîíóò è ðåâóò,
Ãðîìêî äîêòîðà çîâóò.
Ïðèõðàìûâàÿ, ïîÿâëÿåòñÿ êóçíå÷èê
Êóçíå÷èê
ß íåñ÷àñòíåéøèé êóçíå÷èê,
Ó ìåíÿ áîëüíûå ïëå÷è,
Ó ìåíÿ áîëüíûå íîæêè,
Ìíå íå ïðûãàòü ïî äîðîæêå.
Òàì áîëèò è òóò áîëèò
Ãäå æå äîêòîð Àéáîëèò?
Îáåçüÿíà (ñ äåðåâà)
ß, áåäíÿæêà-îáåçüÿíà,
Åëà öåëûé äåíü áàíàíû.
È òåïåðü æèâîò áîëèò.
Ïîìîãè ìíå, Àéáîëèò.
Ñòðàóñÿòà (õðèïëûìè ãîëîñàìè)
À ó íàñ, ó ñòðàóñÿò,
Êàøåëü, ãîðëûøêè áîëÿò,
È àíãèíà, è áðîíõèò.
Æäåì òåáÿ ìû, Àéáîëèò!
Íîñîðîã (ñ ñî÷óâñòâèåì)
Ó òèãðÿò è áåãåìîòîâ
Íàñìîðê, æàð, â êîñòÿõ ëîìîòà.
À ó áåäíûõ àêóëÿò
Ñèëüíî ÷åëþñòè áîëÿò
(ãëÿäÿ â íåáî)
×òî ÿ âèæó? Âèæó ïòèöó!
Ê íàì îíà ïî íåáó ì÷èòñÿ.
Àéáîëèò íà ïòèöå òîé!
Âèäíî, ïóòü áûë íå ïðîñòîé
ÑÖÅÍÀ 6
Ïîÿâëÿåòñÿ Àéáîëèò
Àéáîëèò (îáðàùàÿñü ê íîñîðîãó)
Íàêîíåö, äî âàñ äîáðàëñÿ.
Áûòü çäåñü âîâðåìÿ ñòàðàëñÿ.
Õîòü íåìíîæå÷êî óñòàë,
Íî çàòî íå îïîçäàë.
(îáðàùàÿñü ê áîëüíûì çâåðÿì)
Íó è õèëîå òóò öàðñòâî!
Äåòÿì ÿ ïðèâåç ëåêàðñòâà:
Øîêîëàä, êîíôåòû, ìåä
Îòêðûâàéòå øèðå ðîò!
(îáðàùàÿñü ê ñòðàóñÿòàì)
À âàðåíüå èç ìàëèíû
Ëå÷èò êàøåëü è àíãèíó,
Ó áîëüíûõ ñíèìàåò æàð
È åãî ïðèìèòå â äàð.
(îáðàùàÿñü ê îáåçüÿíêå)
Ýé, ñìåøíàÿ îáåçüÿíêà,
Êàøó íàäî åñòü èç ìàíêè
È êèñåëü èç ôðóêòîâ. Âîò!
Íå áîëèò îò íèõ æèâîò.
(îáðàùàÿñü ê êóçíå÷èêó)
À òåáå, äðóæîê êóçíå÷èê,
ß ñêàæó òàêèå ðå÷è:
È áåç ïîìîùè ìîåé
Áóäåøü ïðûãàòü òû, åé-åé!
Íå ñèäè áåç äåëà, êðîøêà,
Ðàçîìíè áîëüíûå íîæêè,
Áóäü â äâèæåíüè êàæäûé ìèã!
Ìîëîäåö! Âîò òàê! Ïðûã-ïðûã
Íîñîðîã (äîêòîðó)
Õîòü ÿ, äîêòîð, è íå êðîõà,
Íî ìíå òîæå î÷åíü ïëîõî.
Àéáîëèò
×òî ñëó÷èëîñü, íîñîðîã?
Ìîæåò òû óøèá ñâîé ðîã?
Íîñîðîã
Ñ ðîãîì, ê ñ÷àñòüþ, âñå â ïîðÿäêå.
À âîò çðåíèå â óïàäêå.
Ðåçü â ãëàçàõ ìîèõ è áîëü,
Áóäòî êòî íàñûïàë ñîëü.
Àéáîëèò
Ó áîëåçíè åñòü ïðè÷èíà.
Îòòîãî òâîÿ êðó÷èíà,
×òî íà ñîëíöå öåëûé äåíü
Òû ñèäåë, ïðîñòè, êàê ïåíü.
À âåäü ýòî, ìåæäó ïðî÷èì,
Äëÿ çäîðîâüÿ âðåäíî î÷åíü.
Êîëü èäòè íå õî÷åøü â òåíü,
Òàê î÷êè ñêîðåé íàäåíü.
Àéáîëèò äàåò íîñîðîãó ñîëíöåçàùèòíûå î÷êè
Íîñîðîã (íàäåâàÿ î÷êè)
×òî òàêîå? Íó-êà, íó-êà?
Çàìå÷àòåëüíàÿ øòóêà.
Âìèã â ãëàçàõ èñ÷åçëà áîëü.
Ìíå îáíÿòü òåáÿ ïîçâîëü!?
Íîñîðîã çàêëþ÷àåò Àéáîëèòà â êðåïêèå îáúÿòèÿ
Àéáîëèò
Íîñîðîã, ïóñòè, ðàçäàâèøü!
Òû êðè÷àòü ìåíÿ çàñòàâèøü.
Ïîìîãèòå! Îé-îé-îé!
Íîñîðîã îòïóñêàåò Àéáîëèòà.
Àéáîëèò (ñ ñîêðóøåííûì âèäîì)
Âîò òåïåðü è ÿ áîëüíîé.
Îáåçüÿíêà (íîñîðîãó ñ óêîðèçíîé)
×óòü åãî íå ïîêàëå÷èë!
(Àéáîëèòó ñ ñî÷óâñòâèåì)
Ìû òåáÿ ñåé÷àñ èçëå÷èì,
Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò.
Ýòîò ñîê òåáÿ âçáîäðèò.
Îáåçüÿíêà ïîäàåò Àéáîëèòó êîêîñîâûé îðåõ.
Íîñîðîã (íåãðîìêî â ñòîðîíó)
Äîêòîð ïðîñòî íåäîòðîãà
(îïðàâäûâàÿñü, êî âñåì)
Óæ ïðîñòèòå íîñîðîãà
Ñèëó íå ïîäðàñ÷èòàë.
Àéáîëèò
ß ñåðäèòüñÿ ïåðåñòàë.
 äðóæáå êðåïêîé íàøà ñèëà.
Äðóæáà íàñ îáúåäèíèëà.
Íà ïîäìîãó ÿ âñåãäà
Ê âàì ïðèäó, ñëó÷èñü áåäà.
Îáåçüÿíêà
 òðóäíûé ÷àñ è ìû ïîìîæåì
Âñåì, ÷åì òîëüêî, äîêòîð, ñìîæåì.
Áóäåò òóãî ìû ïðèäåì
È ïîðÿäîê íàâåäåì.
Àéáîëèò
Òàê äàâàéòå âåñåëèòüñÿ,
Íå êàïðèçíè÷àòü, íå çëèòüñÿ,
Íå áîëåòü, íå óíûâàòü,
Ïåñíè ïåòü è òàíöåâàòü.
ÑÖÅÍÀ 7
Æèçíåðàäîñòíî, â ìàæîðå, çâó÷èò âñòóïëåíèå ê ôèíàëüíîé ïåñíå î äðóæáå,
êîòîðóþ çâåðè è Àéáîëèò èñïîëíÿþò õîðîì
Ìû äðóçüÿìè íûí÷å ñòàëè,
Íàøà äðóæáà êðåï÷å ñòàëè.
Îãëÿíèòåñü âñå âîêðóã
Ðÿäîì ñ âàìè òîæå äðóã.
Ïðèïåâ: Ëà-ëà-ëà, ëà-ëà-ëà
Îò âåëèêà äî ìàëà
Áóäåì êðåïêî ìû äðóæèòü,
Áóäåì äðóæáîé äîðîæèòü!
Äðóã â áåäå ïëå÷î ïîäñòàâèò,
Íå ïðåäàñò è íå îñòàâèò.
 íåì âñåãäà óâåðåí áóäü,
Ñ äðóãîì âäâîå ëåã÷å ïóòü.
Ïðèïåâ.
Áåç äðóçåé è äîáðûõ ïåñåí
Áûë áû ìèð íåèíòåðåñåí.
Ýòà ïåñåíêà ïðî íàñ,
Ìû ñïîåì åå íå ðàç.
Ïðèïåâ.
Çàíàâåñ çàêðûâàåòñÿ, àðòèñòû ñ êóêëàìè âûõîäÿò íà ïîêëîí.
Источник
На этой странице читайти стихи «Айболит» русского поэта Корнея Чуковского, написанные в году.
1
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
2
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!»
3
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»
«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо«.
4
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
5
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
6
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
7
А в Африке,
А в Африке,
На чёрной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»
8
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам.
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.
9
Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Корней Чуковский. Стихи и сказки.
От двух до пяти.
Всемирная детская библиотека.
Москва: Планета детства, 1999.
Другие стихи Корнея Чуковского
» Айболит и воробей
I
Злая-злая, нехорошая змея
Молодого укусила воробья.
Захотел он улететь, да не мог…
» Барабек
Английская песенка
(Как нужно дразнить обжору)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,…
» Бармалей
I
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,…
» Бебека
Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
«Я — Бебека,…
» Бутерброд
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою….
» Головастики
Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,…
» Дженни
Английская песенка
Дженни туфлю потеряла.
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашёл…
» Доктор
Лягушонок под тиною
Заболел скарлатиною.
Прилетел к нему грач,
Говорит:…
» Ежики смеются
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!…
» Елка
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке….
Корней Чуковский
Источник