И сердце мое не болит оно колокольчик
Стихотворение, на мой взгляд, выражает внутренние переживания творческого человека, не зря оно посвящено другу, тоже поэту, критику Маковскому,основателю журнала «Апполон», в котором печатались стихотворения Гумилева, кто как ни друг может понять, что происходит в душе поэта, особенно, если он сам человек искусства. Можно поделить данное стихотворение на две части:первые три четверостишия, наполненные некоторым отчаянием человека творческого, осознающего свою ответственность как созидателя (…и если я волей себе покоряю людей…) перед миром, им противопоставлены последние два, в которых описана настолько умиротворяющая и атмосферная картинка, но ни чуть не менее философская.
Начальные строки создают настроение брошенного на произвол судьбы молодого юноши и наводят на мысли о Ницше и его «Бог умер». Ведь если бог умер, сам человек как бы становится на его место,и раз никого нет выше, несёт ответственность за все созданное, совершенное,существующее. А «покупатель» — земная жизнь, полная иронии и порой необъяснимых иногда абсурдных и независящих от тебя вещей, сводящих с ума, смотрит на тебя лукаво, не скрывая и не стесняясь, как на очередную свою игрушку. Человек живёт, неизбежно делая ошибки, преодолевая трудности, накапливая жизненный опыт, который со временем и становится горой по имени Вчера, но вряд ли кто-то из нас может быть полностью готов к тому неожиданному, что может случиться завтра, и мы все так же неминуемо ступаем в эту бездну, одновременно осознавая бренность бытия и неизбежность его завершения. Но есть и разница между человеком с сознанием посредственным, выбравшим, не важно по каким причинам, монотонное проживание жизни, условное «дом — работа — дом», приспособившимся к обстоятельствам, обычаям, и человеком творческим, даже не обязательно только поэтом, пусть художником или даже хореографом, любым творцом, человеком, по естеству своему не способным воспринимать мир заурядно(и если я ведаю тайны…). Человек творческий всегда философствует, ум его всегда любопытен и к новому и к вечному, чувства обострены, оттого он иной раз кажется чудаком, на пустом месте выдумавшим себе то радость, то страдание. И вот эта чуткость, гибкость ума и неординарность восприятия окружающего мира делают его гору Вчера невероятных размеров утесом, а бездну Завтра самой неизведанной черной дырой. И пока одно не провалилось навсегда в другое, Гумилев, возможно задаёт себе вопросы достаточно предсказуемые для творческой души и в то же время не имеющие ответа: Что я привнес в этот мир? Написал ли я что-то действительно стоящее, напишу ли ещё? Смогу ли превзойти себя? Творец, создающий что-то в первый раз, начинает с пустого листа, от него изначально никто ничего не ждёт, в таком случае создавать намного легче, ведь однажды получив признание публики, удерживать его с каждым разом сложнее. Мне кажется, любого творца мучает страх провала. Вот она эта ответственность, всегда «держать марку», оправдывать ожидания.
В противовес земным терзаниями, сон оказывается своеобразным утешением для сердца поэта, картинкой застывшей в вечности. Здесь и прекрасная природа, роскошные цвета, умиротворяющая лирическая поэзия и скромный прекрасный слушатель, без посторонних мыслей и грез отдающий свое внимание благозвучному гению поэта.
Источник
«Î òåáå…» https://www.youtube.com/watch?v=6Gq8kxnmHWs
«ß âåðèë, ÿ äóìàë, è ñâåò ìíå áëåñíóë íàêîíåö» https://www.youtube.com/watch?v=dxohv7b7aE8 Á. Ãðåáåíùèêîâ
«Ðàññûïàþùàÿ çâåçäû» https://gumilev.ru/audio/galeeva-rassipauschaya-zvezdy.mp3 Ý.Ãàëååâà
«Îç¸ðà» https://www.youtube.com/watch?v=Tl8qMdJsJMI Í. Íîñêîâ
«Îíà» https://www.youtube.com/watch?v=QcE0XnZe5cc Ñ.Ñóðãàíîâà
«Îäíîîáðàçíûå ìåëüêàþò» https://www.youtube.com/watch?v=UQqGlGxuHqM ϸòð Åëôèìîâ
«Çìåé» https://www.youtube.com/watch?v=z1-i8aIR6V0 Ìåëüíèöà
«Ìàðãàðèòà» https://www.youtube.com/watch?v=ZHyt0ybFkGc Õåëàâèñà
***
Î òåáå, î òåáå, î òåáå,
Íè÷åãî, íè÷åãî îáî ìíå!
 ÷åëîâå÷åñêîé, òåìíîé ñóäüáå
Òû — êðûëàòûé ïðèçûâ ê âûøèíå.
Áëàãîðîäíîå ñåðäöå òâîå —
Ñëîâíî ãåðá îòîøåäøèõ âðåì¸í.
Îñâÿùàåòñÿ èì áûòèå
Âñåõ çåìíûõ, âñåõ áåñêðûëûõ ïëåì¸í.
Åñëè çâ¸çäû, ÿñíû è ãîðäû,
Îòâåðíóòñÿ îò íàøåé çåìëè,
Ó íåå åñòü äâå ëó÷øèõ çâåçäû:
Ýòî — ñìåëûå î÷è òâîè.
È êîãäà çîëîòîé ñåðàôèì
Ïðîòðóáèò, ÷òî èñïîëíèëñÿ ñðîê,
Ìû ïîäíèìåì òîãäà ïåðåä íèì,
Êàê çàùèòó, òâîé áåëûé ïëàòîê.
Çâóê çàìðåò â çàäðîæàâøåé òðóáå,
Ñåðàôèì ïðîïàäåò â âûøèíå…
…Î òåáå, î òåáå, î òåáå,
Íè÷åãî, íè÷åãî îáî ìíå!
***
ß âåðèë, ÿ äóìàë, è ñâåò ìíå áëåñíóë íàêîíåö;
Ñîçäàâ, íàâñåãäà óñòóïèë ìåíÿ ðîêó Ñîçäàòåëü;
ß ïðîäàí! ß áîëüøå íå Áîæèé! Óø¸ë ïðîäàâåö,
È ñ ÿâíîé íàñìåøêîé ãëÿäèò íà ìåíÿ ïîêóïàòåëü.
Ëåòÿùåé ãîðîþ çà ìíîþ íåñ¸òñÿ Â÷åðà,
À Çàâòðà ìåíÿ âïåðåäè îæèäàåò, êàê áåçäíà,
Èäó
íî êîãäà-íèáóäü â Áåçäíó ñîðâ¸òñÿ Ãîðà.
ß çíàþ, ÿ çíàþ, äîðîãà ìîÿ áåñïîëåçíà.
È åñëè ÿ âîëåé ñåáå ïîêîðÿþ ëþäåé,
È åñëè ñëåòàåò êî ìíå ïî íî÷àì âäîõíîâåíüå,
È åñëè ÿ âåäàþ òàéíû ïîýò, ÷àðîäåé,
Âëàñòèòåëü âñåëåííîé òåì áóäåò ñòðàøíåå ïàäåíüå.
È âîò ìíå ïðèñíèëîñü, ÷òî ñåðäöå ìîå íå áîëèò,
Îíî êîëîêîëü÷èê ôàðôîðîâûé â æ¸ëòîì Êèòàå
Íà ïàãîäå ï¸ñòðîé
âèñèò è ïðèâåòíî çâåíèò,
 ýìàëåâîì íåáå äðàçíÿ æóðàâëèíûå ñòàè.
À òèõàÿ äåâóøêà â ïëàòüå èç êðàñíûõ øåëêîâ,
Ãäå çîëîòîì âûøèòû îñû, öâåòû è äðàêîíû,
Ñ ïîäæàòûìè íîæêàìè ñìîòðèò áåç ìûñëåé è ñíîâ,
Âíèìàòåëüíî ñëóøàÿ ë¸ãêèå, ë¸ãêèå çâîíû.
ÐÀÑÑÛÏÀÞÙÀß Ç¨ÇÄÛ
Íå âñåãäà ÷óæäà òû è ãîðäà
È ìåíÿ íå õî÷åøü íå âñåãäà,
Òèõî, òèõî, íåæíî, êàê âî ñíå,
Èíîãäà ïðèõîäèøü òû êî ìíå.
Íàäî ëáîì òâîèì ãóñòàÿ ïðÿäü,
Ìíå íåëüçÿ åå ïîöåëîâàòü,
È ãëàçà áîëüøèå çàææåíû
Ñâåòàìè ìàãè÷åñêîé ëóíû.
Íåæíûé äðóã ìîé, áåñïîùàäíûé âðàã
Òàê áëàãîñëîâåí òâîé êàæäûé øàã,
Ñëîâíî ïî ñåðäöó ñòóïàåøü òû,
Ðàññûïàÿ çâåçäû è öâåòû.
ß íå çíàþ, ãäå òû èõ âçÿëà,
Òîëüêî îò÷åãî òû òàê ñâåòëà,
È òîìó, êòî ìîã ñ òîáîé ïîáûòü,
Íà çåìëå óæ íå÷åãî ëþáèòü?
ÎǨÐÀ
ß ñ÷àñòüå ðàçáèë ñ òîðæåñòâîì ñâÿòîòàòöà,
È íåò íè òîñêè, íè óêîðà,
Íî êàæäîþ íî÷üþ òàê ÿñíî ìíå ñíÿòñÿ
Áîëüøèå íî÷íûå îçåðà.
Íà òðàóðíî-÷åðíûõ âîëíàõ íåíþôàðû,
Êàê äóìû ìîè, ìîë÷àëèâû,
È áóäÿò çàáûòûå, ãðóñòíûå ÷àðû
Ñåðåáðÿíî-áåëûå èâû.
Ëóíà îñâåùàåò èçãèáû äîðîãè,
È âèäèò ïóñòûííîå ïîëå,
Êàê ÿ çàäûõàþñü â òÿæåëîé òðåâîãå
È ïàëüöû ëîìàþ äî áîëè.
ß âñïîìíþ, è ÷òî-òî äîëæíî ïîÿâèòüñÿ,
Êàê â ñóìðà÷íîé äðàìå ðàçâÿçêà:
Ïå÷àëüíàÿ äåâóøêà, áåëàÿ ïòèöà
Èëü ñòðàííàÿ, íåæíàÿ ñêàçêà.
ÎÍÀ
ß çíàþ æåíùèíó: ìîë÷àíüå,
Óñòàëîñòü ãîðüêàÿ îò ñëîâ,
Æèâåò â òàèíñòâåííîì ìåðöàíüå
Åå ðàñøèðåííûõ çðà÷êîâ.
Åå äóøà îòêðûòà æàäíî
Ëèøü ìåäíîé ìóçûêå ñòèõà,
Ïðåä æèçíüþ, äîëüíåé è îòðàäíîé
Âûñîêîìåðíà è ãëóõà.
Íåñëûøíûé è íåòîðîïëèâûé,
Òàê ñòðàííî ïëàâåí øàã åå,
Íàçâàòü íåëüçÿ åå êðàñèâîé,
Íî â íåé âñå ñ÷àñòèå ìîå.
Êîãäà ÿ æàæäó ñâîåâîëèé
È ñìåë è ãîðä — ÿ ê íåé èäó
Ó÷èòüñÿ ìóäðîé ñëàäêîé áîëè
 åå èñòîìå è áðåäó.
Îíà ñâåòëà â ÷àñû òîìëåíèé
È äåðæèò ìîëíèè â ðóêå,
È ÷åòêè ñíû åå, êàê òåíè
Íà ðàéñêîì îãíåííîì ïåñêå.
***
Îäíîîáðàçíûå ìåëüêàþò
Âñå ñ òîé æå áîëüþ äíè ìîè,
Êàê áóäòî ðîçû îïàäàþò
È óìèðàþò ñîëîâüè.
Íî è îíà ïå÷àëüíà òîæå,
Ìíå ïðèêàçàâøàÿ ëþáîâü,
È ïîä åå àòëàñíîé êîæåé
Áåæèò îòðàâëåííàÿ êðîâü.
È åñëè ÿ æèâó íà ñâåòå,
Òî ëèøü èç-çà îäíîé ìå÷òû:
Ìû îáà, êàê ñëåïûå äåòè,
Ïîéäåì íà ãîðíûå õðåáòû,
Òóäà, ãäå áðîäÿò òîëüêî êîçû,
 ìèð ñàìûõ áåëûõ îáëàêîâ,
Èñêàòü óâÿíóâøèå ðîçû
È ñëóøàòü ìåðòâûõ ñîëîâüåâ.
ÇÌÅÉ
Àõ, èíà÷å â áûëûå ãîäà
Êîëäîâàëà çåìëÿ ñ íåáåñàìè,
Äèâà äèâíûå çðåëèñü òîãäà,
×óäà ÷óäíûå äåÿëèñü ñàìè…
Ïîçàáûâ Çîëîòóþ Îðäó,
Ïåñòðûé ãðîõîò ðàâíèíû êèòàéñêîé,
Çìåé êðûëàòûé â ïóñòûííîì ñàäó
×àñòî ïðÿòàëñÿ ïîëíî÷üþ ìàéñêîé.
Òîëüêî äåâóøêè âèäåòü ëóíó
Âûõîäèëè ïîõîäêîþ ñòàòíîé, —
Îí ïîäõâàòûâàë áûñòðî îäíó,
È âçìûâàë, è ñòðåìèëñÿ îáðàòíî.
Êàê ñâåðêàë, êàê ñëåïèë è ãîðåë
Ìåäíûé ïàíöèðü ïîä õèùíîé ëóíîþ,
Êàê ñåðåáðÿíûì çâîíîì ëåòåë
Ìåðíûé êëåêîò íàä Ðóñüþ ëåñíîþ:
«ß êðàñàâèö òàêèõ, ëåáåäåé
Ñ áåëèçíîþ òàêîþ ìîëî÷íîé,
Íå âñòðå÷àë íèêîãäà è íèãäå,
Íè â çàìîðñêîé ñòðàíå, íè â âîñòî÷íîé.
Íî åùå íè îäíà íå áûëà
Âî äâîðöå ìîåì ïûøíîì, â Ëàãîðå:
Óìèðàþò â ïóòè, è òåëà
ß áðîñàþ â Êàñïèéñêîå Ìîðå.
Ñïàòü íà äíå, ñðåäü ÷óäîâèù ìîðñêèõ,
Ïî÷åìó èì, áåçóìíûì, äîðîæå,
×åì â ìîãó÷èõ îáúÿòüÿõ ìîèõ
Íà òîðæåñòâåííîì êíÿæåñêîì ëîæå?
È ïîðîé ìíå çàâèäíà ñóäüáà
Ïàðíÿ ñ áåëîé ïàñòóøåñêîé äóäêîé
Íà ëóãó, ãäå äåâè÷üÿ ãóðüáà
Òàê äîâîëüíà åãî ïðèáàóòêîé».
Ýòè êðèêè çàñëûøàâ, Âîëüãà
Âûõîäèë è ïîãëÿäûâàë õìóðî,
Íàäåâàë òåòèâó íà ðîãà
Áåëîâåæñêîãî ñòàðîãî òóðà.
ÌÀÐÃÀÐÈÒÀ
Âàëåíòèí ãîâîðèò î ñåñòðå â êàáàêå,
Âûõâàëÿåò å¸ óì è ëèöî,
À ó Ìàðãàðèòû íà ëåâîé ðóêå
Ïîÿâèëîñü äîðîãîå êîëüöî.
À ó Ìàðãàðèòû ñïðÿòàí ëàðåö
Ïîä îêíîì â çåë¸íîì ïëþùå,
Åé ïðèíîñèò òàê ìíîãî ñåð¸ã è êîëåö
Çëîé íàñìåøíèê â êðàñíîì ïëàùå.
Õîòü âûñîêî îêíî â Ìàðãàðèòèí ïðèþò,
Ó íàñìåøíèêà ëåñòíèöà åñòü.
Ïóñòü çâîíêî íà óëèöàõ ñòóäåíòû ïîþò,
Ïðîñëàâëÿÿ Ìàðãàðèòèíó ÷åñòü,
Ñëèøêîì ÿðêè ðóáèíû è òîìåí àïðåëü,
×òîá çàáûòü îáî âñ¸ì, íå çíàòü íè÷åãî
Ìàðòà ãëàäèò ëþáîâíî ïîëíûé êîøåëü,
Òîëüêî
ñåðîé íåñåò îò íåãî.
Âàëåíòèí, Âàëåíòèí, ïîçàáóäü ñâîé ïîçîð,
Àõ, ÷åãî íå áûâàåò â ëåòíþþ íî÷ü!
Óæ íà ÷òî Ðèãîëåòòî áûë ãîðáàò è õèòåð,
È íàä òåì íàñìåÿëàñü ðîäíàÿ äî÷ü.
Ãðîçíî Ôàóñòà â áîé òû çîâåøü, íî âîòùå!
Åãî íåò
Åãî âûäóìàë äåâè÷èé ñòûä;
Ëèøü íàñìåøíèêà â êðàñíîì è äûðÿâîì ïëàùå
Òû íàéäåøü
è òû áóäåøü óáèò.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 16.04.2016. Ñòèõè Íèêîëàÿ Ãóìèë¸âà — àóäèîèñïîëíåíèå, ïåñíè
- 14.04.2016. Í. Ãóìèëåâ Çàáëóäèâøèéñÿ òðàìâàé
- 04.04.2016. Ýäåëüâåéñ
- 01.04.2016. Á. Îêóäæàâà — ÁÃ — Òà, êîòîðóþ ÿ Ëþáëþ
Источник
Константинополь
Еще близ порта орали хором
Матросы, требуя вина,
А над Стамбулом и над Босфором
Сверкнула полная луна.
Сегодня ночью на дно залива
Швырнут неверную жену,
Жену, что слишком была красива
И походила на луну.
Она любила свои мечтанья,
Беседку в чаще камыша,
Старух гадальщиц, и их гаданья,
И все, что не любил паша.
Отец печален, но понимает
И шепчет мужу: «что ж, пора?»
Но глаз упрямых не поднимает,
Мечтает младшая сестра:
— Так много, много в глухих заливах
Лежит любовников других,
Сплетенных, томных и молчаливых…
Какое счастье быть средь них!
Современность
Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губа трепетало последнее слово,
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркеров.
Так, в далекой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя,
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
Сонет
Я верно болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены —
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит,
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! я был убит.
Однажды вечером
В узких вазах томленье умирающих лилий.
Запад был меднокрасный. Вечер был голубой.
О Леконте де Лиле мы с тобой говорили,
О холодном поэте мы грустили с тобой.
Мы не раз открывали шелковистые томы
И читали спокойно и шептали: не тот!
Но тогда нам сверкнули все слова, все истомы,
Как кочевницы звезды, что восходят раз в год.
Так певучи и странны, в наших душах воскресли
Рифмы древнего солнца, мир нежданно-большой,
И сквозь сумрак вечерний запрокинутый в кресле
Резкий профиль креола с лебединой душой.
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Жизнь
С тусклым взором, с мертвым сердцем в море броситься со скалы,
В час, когда, как знамя, в небе дымно-розовая заря,
Иль в темнице стать свободным, как свободны одни орлы,
Иль найти покой нежданный в дымной хижине дикаря!
Да, я понял. Символ жизни — не поэт, что творит слова,
И не воине твердым сердцем, не работник, ведущий плуг,
— С иронической усмешкой царь-ребенок на шкуре льва,
Забывающий игрушки между белых усталых рук.
Я верил, я думал
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.
Источник
Ðåöåíçèÿ íà «Îñåííÿÿ ïåðêóññèÿ» (Smoker)
Èçóìèòåëüíàÿ ëèðèêà. ×èòàåøü — ïî¸òñÿ.
Áåçóêîðèçíåííûé òðåõ÷åòâåðòíîé, «âàëüñîâûé» ðàçìåð ñòèõà ìåëàíõîëè÷åí,
ãðóñòåí, çàäóì÷èâ, ôèíàëåí.
ß óæå íå ãîâîðþ î ñìûñëîâîì «íàïîëíåíèè» — òóò òàêîå ìíîãîîáðàçèå, êîòîðîå,
ïåðåïëåòàÿñü ñ èñêóñíîé (è îäíîâðåìåííî, ïðîñòîé) îáðàçíîñòüþ, ñîçäà¸ò
íåïîâòîðèìûé àðîìàò è êîëîðèò.
Çàìå÷àòåëüíîå ïðîäîëæåíèå ñòèëÿ è äóõà ñëàâíîãî ðóññêîãî Êèïëèíãà — Í. Ãóìèë¸âà.
Çàìåòèì ê ñëîâó, ÷òî âåñü Ôàðôîðîâûé ïàâèëüîí íàïèñàí ïîýòîì, êîòîðûé íèêîãäà íå áûë
â Êèòàå, äà è âîîáùå íà Âîñòîêå.
 ëåíòå ðåöåíçèé áûëî óòâåðæäåíèå, ÷òî ýïèãðàô ïðèíàäëåæèò À.Âåðòèíñêîìó:
//Ðåöåíçèÿ íà «Îñåííÿÿ ïåðêóññèÿ» (Smoker)
«È âîò ìíå ïðèñíèëîñü, ÷òî ñåðäöå ìîå íå áîëèò» — âîîáùå-òî ýòî ñòèõè Âåðòèíñêîãî;
Àëåêñàíäð Âåðòèíñêèé
Êèòàé
Ñëîâà ïåñíè
È âîò ìíå ïðèñíèëîñü, ÷òî ñåðäöå ìî¸ íå áîëèò
Îíî — êîëîêîëü÷èê ôàðôîðîâûé â æåëòîì Êèòàå:
Íà ïàãîäå ï¸ñòðîé âèñèò è òèõîíüêî çâåíèò,
 ýìàëåâîì íåáå äðàçíÿ æóðàâëèíûå ñòàè.
È êðîòêàÿ äåâóøêà â ïëàòüå èç êðàñíûõ øåëêîâ,
ãäå çîëîòîì âûøèòû îñû, öâåòû è äðàêîíû,
ñ ïîäæàòûìè íîæêàìè, òèõî, áåç ìûñëè, áåç ñëîâ,
âíèìàòåëüíî ñëóøàåò òèõèå-òèõèå çâîíû.
Õîòÿ Íèêîëàé Ãóìèë¸â ÷óäåñíûé ïîýò òîæ,áåçóñëîâíî.
Ñåðãåé Ðàð 11.07.2010 00:49//
Ýòî, ðàçóìååòñÿ, íå òàê. Äâå ñòðîôû, ïðèâåäåííûåûå Ñåðãååì Ðàðîì, ýòî ÷àñòü ñòèõîòâîðåíèÿ
Í.Ñ. Ãóìèëåâà «ß âåðèë, ÿ äóìàë» ( https://www.gumilev.ru/verses/479/ ).
Îíî áûëî âïåðâûå îïóáëèêîâàíî â ñáîðíèêå «×óæîå íåáî».
«Ðóñ. ìûñëü». 1912, ¹ 1, áåç çàãë. è ïîñâÿù. Èñòî÷íèê: Íèêîëàé Ãóìèë¸â. Ñòèõîòâîðåíèÿ è ïîýìû.
Ë.: Ñîâåòñêèé ïèñàòåëü, 1988. Ñ. 169. («Áèáëèîòåêà ïîýòà», áîëüøàÿ ñåðèÿ)
( https://ru.wikisource.org/wiki/ß_âåðèë,_ÿ_äóìàë_(Ãóìèë¸â) )
«1911 ãîäîì äàòèðóåòñÿ ïîñâÿù¸ííîå Ñåðãåþ Ìàêîâñêîìó, ñûíó çíàìåíèòîãî õóäîæíèêà,
ñòèõîòâîðåíèå «ß âåðèë, ÿ äóìàë, è ñâåò ìíå áëåñíóë íàêîíåö…», äâà ïîñëåäíèõ ÷åòâåðîñòèøèÿ èç êîòîðîãî
â ñëåãêà èçìåí¸ííîì âèäå À.Âåðòèíñêèé ïåë êàê èçûñêàííûé ðîìàíñ
ïîä âåñüìà õàðàêòåðíûì íàèìåíîâàíèåì «Êèòàéñêàÿ àêâàðåëü»:
È âîò ìíå ïðèñíèëîñü, ÷òî ñåðäöå ìî¸ íå áîëèò,
Îíî êîëîêîëü÷èê ôàðôîðîâûé â æ¸ëòîì Êèòàå
Íà ïàãîäå ï¸ñòðîé… Âèñèò è ïðèâåòíî çâåíèò,
 ýìàëåâîì íåáå äðàçíÿ æóðàâëèíûå ñòàè.
À òèõàÿ äåâóøêà â ïëàòüå èç êðàñíûõ øåëêîâ,
Ãäå çîëîòîì âûøèòû îñû, öâåòû è äðàêîíû,
Ñ ïîäæàòûìè íîæêàìè ñìîòðèò áåç ìûñëåé è ñíîâ,
Âíèìàòåëüíî ñëóøàÿ ë¸ãêèå, ë¸ãêèå çâîíû.
Ñêîðåå âñåãî, òà æå ñàìàÿ äåâóøêà ñòàëà ãåðîèíåé åù¸ îäíîãî ñòèõîòâîðåíèÿ,
êîòîðîå òàê è íàçûâàåòñÿ: «Êèòàéñêàÿ äåâóøêà» (1914), ïðåäâîñõèòèâøåãî,
ïî ñóòè äåëà, âñå îñíîâíûå ìîòèâû «Ôàðôîðîâîãî ïàâèëüîíà»
( https://www.bestreferat.ru/referat-15602.html )
Ñëó÷àåí ëè âûáîð Âåðòèíñêîãî? Äóìàþ, íåò. Ïåðå÷èòàéòå «ß âåðèë, ÿ äóìàë» öåëèêîì.
Èìåííî äâå ïîñëåäíèå ñòðîôû ñèëüíî, ñêàçàë áû, ðàçèòåëüíî îòëè÷àþòñÿ îò ïåðâûõ òð¸õ.
È â ýòîì — çàãàäêà Í.Ñ. Ãóìèë¸âà. Êàê è «êèòàéñêàÿ» äåâóøêà, êîòîðîé îí ïåë ñâîè ñòèõè.
Íî âîçâðàòèìñÿ ê ñòèõîòâîðåíèþ Smoker’a.
Îíî óäèâëÿåò òàêæå ñâîåé öåëîñòíîñòüþ, çàêîí÷åííîñòüþ. Çäåñü íåò óïîìÿíóòîãî êîíðàñòà, ðàçðûâà.
Ðåôðåí «×òî áûëè âíà÷àëå…» íåâèäèìîé íèòüþ èñêóñíî ñòÿãèâàåò ñîçíàíèå, è ÷òåíèå ñòèõà
ñòàíîâèòñÿ ìàíòðîé.
Ñîáñòâåííî, ÿ íå ñêàçàë íè÷åãî íîâîãî. Âñå ÷èòàòåëè ñðàçó çàìåòèëè âîëøåáíîå êà÷åñòâî ñòèõà.
Áûë ðàä âñòðå÷å ñ íàñòîÿùåé ïîýçèåé.
Ñàìûì è íåîïðàâäàííî ñëàáûì ìíå ïîêàçàëîñü íàçâàíèå ñòèõîòâîðåíèÿ.
Ñ óâàæåíèåì, Íèêîäèì.
Íèêîäèì Ñàðüÿí 20.12.2011 02:45
Çàÿâèòü î íàðóøåíèè
Источник
Polar Art Club – клуб тех, кто считает себя прагматиком и художником одновременно. Тех, кто верит, что только личность обаполушарная, двухполюсная – сферична и объемна! Администрация сайта Polar Art Club не несёт ответственности за содержание информации, которую размещают пользователи ресурса. Все авторские права на произведения принадлежат их законным правообладателям. Если вы считаете, что ваши права нарушаются на сайте, просьба сообщить нам об этом, с предоставлением документов, подтверждающих Ваше исключительное право на данные материалы. |
11/06/15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой… висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи. А тихая девушка в платье из красных шелков, Где золотом вышиты осы, цветы и драконы, С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов, Внимательно слушая легкие, легкие звоны. 20 октября 1911 года | Все стихи автора Гумилев Николай
|
Источник
Оставить комментарий
Все комментарии(1)
Nekto
Я знаю, как трепетно относится к этим строкам Александр Саусь. Предполагаю, что причина этому –
…развернуть »
салонная песенка в исполнении Печального Пьеро https://www.youtube.com/watch?v=UozzwhTWHso , возможно, и последующая интерпретация БГ https://www.youtube.com/watch?v=19cqSZZFBkk&list=RD19cqSZZFBkk#t=5 .
И все же, и все же… Только “Я верил, я думал” в полной версии считаю гениальным стихотворением, наполненным глубочайшим и завершенным смыслом:
.
Сергею Маковскому
.
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушёл продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
.
Летящей горою за мною несётся Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвётся Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае
На пагоде пёстрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая лёгкие, лёгкие звоны.
Высокий рейтинг! Оцените: 4
11/06/15 в 22:41