А мне приснилось что сердце мое не болит
Polar Art Club – клуб тех, кто считает себя прагматиком и художником одновременно. Тех, кто верит, что только личность обаполушарная, двухполюсная – сферична и объемна! Администрация сайта Polar Art Club не несёт ответственности за содержание информации, которую размещают пользователи ресурса. Все авторские права на произведения принадлежат их законным правообладателям. Если вы считаете, что ваши права нарушаются на сайте, просьба сообщить нам об этом, с предоставлением документов, подтверждающих Ваше исключительное право на данные материалы. |
11/06/15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой… висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи. А тихая девушка в платье из красных шелков, Где золотом вышиты осы, цветы и драконы, С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов, Внимательно слушая легкие, легкие звоны. 20 октября 1911 года | Все стихи автора Гумилев Николай
|
Источник
Татьяне Хомутовой с уважением и теплом…
«Её девять этажей поднимались вверх на 80 метров. Стены были выложены белыми фарфоровыми плитками. Плитки у окон и дверей были желтые и зеленые. На них извивались выпуклые драконы. На острых выступах башни висели фарфоровые колокольчики. Их было восемьдесят штук. Они нежно звенели от дуновения ветра.»
В детстве у меня была книга художницы Елены Данько «Китайский секрет», старая, потрепанная, вкуснопахнущая и очень мною любимая. История фарфора была рассказана в ней так увлекательно и ярко, что я до сих пор помню описания старого Китая, огромных фарфоровых фабрик и бедолаг-феодалов, пытавшихся избежать отравления с помощью фарфоровых же кубков для питья.
«Голубой, как небо после дождя, блестящий, как зеркало, тонкий, как бумага, звонкий, как гонг, гладкий и сияющий, как озеро в солнечный день» — это фарфор, таинственный, загадочный, очаровавший европейцев, впервые увидевших его в начале 16-го века.
Он был изобретен в Китае в седьмом веке. Китайские мастера создавали из него посуду, скульптуры, фонари, садовые скамейки, павильоны, башни… В городе Нанкине была выстроена 9-этажная фарфоровая башня высотой в 80 метров, по углам каждого этажа которой висели фарфоровые колокольчики, мелодично звеневшие от дуновения слабого ветерка. Тонкий изысканный фарфор ценился на вес золота. Его так и называли — белое золото Китая.
Технология изготовления была объявлена государственной тайной: человека, открывшего секрет и рецептуру фарфоровой массы, глазури или красок для росписи, ждала немедленная смертная казнь. В городе Цзиньдэчжэнь — центре по производству фарфоровой посуды — днем и ночью ходили отряды стражников, выискивая иностранных шпионов, охотящихся за секретом китайского фарфора.
Более 10 веков Китай оставался единственной державой, владеющей уникальной тайной фарфора. Единственное, что смогли узнать заморские лазутчики — странное слово «каолин» («высокий холм»). И звенели на ветру нежные фарфоровые колокольчики, охраняя великую тайну белого китайского золота…
В юности о китайских колокольчиках напомнил Николай Гумилев. Это на его стихи неподражаемый Вертинский написал Китайскую акварель — один из самых стильных своих романсов. Как вовремя он пришел тогда, этот завораживающий романс, как хорошо вписался в гиблую атмосферу распадающейся советской действительности.
<object width=»420″ height=»236″ data=»https://www.youtube.com/v/UozzwhTWHso?version=3&hl=ru_RU» type=»application/x-shockwave-flash»><param name=»allowFullScreen» value=»true»/><param name=»allowscriptaccess» value=»always»/><param name=»src» value=»https://www.youtube.com/v/UozzwhTWHso?version=3&hl=ru_RU»/><param name=»allowfullscreen» value=»true»/></object>
Его хорошо было слушать в дымной какой-нибудь комнате, облачившись в платье из красных шелков, с поджатыми в соответствии с сюжетом ножками, с одурманенной нагретым в духовке портвейном головушкой, отвергая и мысли, и сны, и вообще все, что творилось вокруг… новый декаданс… упадничество… молодой нигилизм… проклятая страна… тираны мира, трепещите! И так хотелось покрепче закрыть глаза и проснуться уже в древнем Китае посреди феодалов с фарфоровыми кубками…
Недаром сам БГ полупел-полушептал отравную эту Китайскую акварель на своих, еще полулегальных концертах! И колокольчики призывно звенели…
<object width=»420″ height=»236″ data=»https://www.youtube.com/v/19cqSZZFBkk?hl=ru_RU&version=3″ type=»application/x-shockwave-flash»><param name=»allowFullScreen» value=»true»/><param name=»allowscriptaccess» value=»always»/><param name=»src» value=»https://www.youtube.com/v/19cqSZZFBkk?hl=ru_RU&version=3″/><param name=»allowfullscreen» value=»true»/></object>
Время все изменило. Как-то в очередной раз перечитывая Гумилева, я неожиданно для себя обнаружила другой стих на месте привычной Китайской акварели. Он даже назывался иначе — «Я верил, я думал…» И «тихая девушка в платье из красных шелков» занимала там отнюдь не самое значительное место, и ее поджатые ножки нафиг никому не были нужны, автора волновали иные вещи. Где была раньше моя непутевая голова? Очевидно, она слушала легкие, легкие звоны… Динь-динь-динь… динь-динь-динь… колокольчик звенит… впрочем, это уже из другой оперы…
Вчера и Завтра, Рок и Бездна, Время и Пространство… Гумилев пытается найти между ними связь, обнаружить ту главную ниточку, благодаря которой все приобретет значение, наполнится смыслом, станет целостным. И понимает, как тонка эта нить, как хрупко и непрочно все, что остается после нас на свете… «Я знаю, я знаю дорога моя бесполезна…»
<object width=»420″ height=»236″ data=»https://www.youtube.com/v/B-iLaH4AUD4?version=3&hl=ru_RU» type=»application/x-shockwave-flash»><param name=»allowFullScreen» value=»true»/><param name=»allowscriptaccess» value=»always»/><param name=»src» value=»https://www.youtube.com/v/B-iLaH4AUD4?version=3&hl=ru_RU»/><param name=»allowfullscreen» value=»true»/></object>
«И вот мне приснилось, что сердце мое не болит…» Сердце наше — это и в самом деле хрупкий фарфоровый колокольчик, способный отзываться на чужую боль таким щемящим трепетным звоном, что ответная боль, уже своя собственная, затихает от этого звона, прячется до времени, чтобы потом возвращаться снова и снова… Не каждому дано услышать чужую боль и отозваться своей, провести теплой ладошкой по голове ничейного ребенка, поделиться частичкой любви и света, чтобы потом носить эту боль внутри, зная, что она уйдет только во сне… И не каждый становится творцом своей собственной Вселенной, наполняя ее любовью, добром и теплом. Чародейством такого рода тоже не все одарены.
Таня, пусть твои силы не убывают, пусть продолжает звенеть колокольчик… долго… больно… легко… Сердечная боль — это тоже золото высочайшей пробы.
Источник
ðÅÓ äÕÇÌÁÓ
÷ ÎÁÛÕ ËÏÍÎÁÔÕ ÷Ù ÞÁÓÔÏ ÐÒÉÈÏÄÉÌÉ,
çÄÅ ÎÁÓ Ä×ÏÅ: Ñ É ÐÅÓ äÕÇÌÁÓ,
é ËÏÇÏ-ÔÏ ÉÚ Ä×ÏÉÈ ÌÀÂÉÌÉ,
ôÏÌØËÏ Ñ ÎÅ ÚÎÁÌ ËÏÇÏ ÉÚ ÎÁÓðÓÕ ÏÄÎÁÖÄÙ ÷Ù ÄÁ×ÁÌÉ ÓÏÌØ × ÏÂÌÁÔËÅ,
ðÏÍÎÉÔÅ, ËÏÇÄÁ ÏÎ ÚÁÂÏÌÅÌ?
ïÎ ÌÀÂÉÌ ÄÕÈÉ É ÇÒÙÚ ÐÅÒÞÁÔËÉ
é ×ÓÅÇÄÁ ÷ÁÓ ÒÁÓÓÍÅÛÉÔØ ÕÍÅÌõÍÉÒÁÑ, ÷Ù Ï ÎÁÓ ÚÁÂÙÌÉ,
äÁÖÅ ÐÏÐÒÏÝÁÔØÓÑ ÎÅ ÍÏÇÌÉ.
çÏÓÐÏÄÉ, ÈÏÔÑ ÂÙ ÐÏÚ×ÏÎÉÌÉ!
ðÒÏÓÔÏ Ë ÔÅÌÅÆÏÎÕ ÐÏÄÏÛÌÉ!íÙ ÐÒÉÄÅÍ ÎÁ ÷ÁÛÕ ÐÁÎÉÈÉÄÕ,
÷ÁÛ ÓÕÐÒÕÇ ÍÎÅ ÓÕÈÏ ÓËÁÖÅÔ: «öÁÌØ»…
é, ÔÉÈÏÎØËÏ ÐÒÏÇÌÏÔÉ× ÏÂÉÄÕ,
íÙ Ó ÓÏÂÁËÏÊ ÚÁÔÁÉÍ ÐÅÞÁÌØ.÷Ù ÎÅ ÂÏÊÔÅÓØ. ðÅÓ ÎÅ ÂÕÄÅÔ ÐÌÁËÁÔØ,
á ÌÉÛØ ÔÉÈÏÎÅÞËÏ ÏÛÅÊÎÉÞËÏÍ Ú×ÅÎÑ,
ïÎ ÐÏÊÄÅÔ ÚÁ ÷ÁÛÉÍ ÇÒÏÂÏÍ × ÓÌÑËÏÔØ
îÅ ÚÁ ÍÎÏÊ, Á ×ÐÅÒÅÄÉ ÍÅÎÑ.
îÁ×ÅÒÈ
÷ÁÛÉ ðÁÌØÃÙ ðÁÈÎÕÔ ìÁÄÁÎÏÍ
÷ÁÛÉ ÐÁÌØÃÙ ÐÁÈÎÕÔ ÌÁÄÁÎÏÍ
é × ÒÅÓÎÉÃÁÈ ÓÐÉÔ ÐÅÞÁÌØ.
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÎÁÄÏ ÷ÁÍ,
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÖÁÌØ.é ËÏÇÄÁ ÷ÅÓÅÎÎÅÊ ÷ÅÓÔÎÉÃÅÊ
÷Ù ÐÏÊÄÅÔÅ × ÄÁÌØÎÉÊ ËÒÁÊ,
óÁÍ çÏÓÐÏÄØ ÐÏ ÂÅÌÏÊ ÌÅÓÔÎÉÃÅ
ðÏ×ÅÄÅÔ ÷ÁÓ ÐÒÑÍÏ × ÒÁÊ.ôÉÈÏ ÛÅÐÞÅÔ ÄØÑËÏÎ ÓÅÄÅÎØËÉÊ,
úÁ ÐÏËÌÏÎÏÍ ÂØÅÔ ÐÏËÌÏÎ
é ÍÅÔÅÔ ÂÏÒÏÄËÏÊ ÒÅÄÅÎØËÏÊ
úÏÌÏÔÕÀ ÐÙÌØ ×ÒÅÍÅÎ.÷ÁÛÉ ÐÁÌØÃÙ ÐÁÈÎÕÔ ÌÁÄÁÎÏÍ
é × ÒÅÓÎÉÃÁÈ ÓÐÉÔ ÐÅÞÁÌØ.
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÎÁÄÏ ÷ÁÍ,
îÉÞÅÇÏ ÔÅÐÅÒØ ÎÅ ÖÁÌØ.
îÁ×ÅÒÈ
ðÏÌÕËÒÏ×ËÁ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
íÎÅ ÎÅ ÎÕÖÎÏ ÖÅÎÝÉÎÙ. íÎÅ ÎÕÖÎÁ ÌÉÛØ ÔÅÍÁ,
þÔÏÂÙ × ÓÅÒÄÃÅ ×ÓÐÙÈÎÕ×ÛÅÍ ÚÁÚ×ÕÞÁÌ ÎÁÐÅ×.
ñ ÍÏÇÕ ÉÚ ÐÁÄÁÌÉ ÓÏÚÄÁ×ÁÔØ ÐÏÜÍÙ,
Ñ ÌÀÂÌÀ ÉÚ ÇÏÒÎÉÞÎÙÈ ÄÅÌÁÔØ ËÏÒÏÌÅ×.òÁÚ × ×ÅÞÅÒÎÅÍ ÄÁÎÓÉÎÇÅ ËÁË-ÔÏ ÎÏÞØÀ íÁÑ,
çÄÅ ÔÅÌÁ ÓÐÌÅÔÅÎÎÙÅ ËÏÌÙÈÁÌ ÄÖÁÚ-ÂÁÎÄ,
ñ ÔÁË ÍÉÌÏ ×ÙÄÕÍÁÌ ÷ÁÓ, ÍÏÑ ÐÒÏÓÔÁÑ,
÷ÁÓ, ÍÏÑ ×ÏÌÛÅÂÎÉÃÁ ÎÅÄÁÌÅËÉÈ ÓÔÒÁÎ.ëÁË ÐÏÅÔ × ÈÒÕÓÔÁÌÑÈ ÜÌÅËÔÒÉÞÅÓÔ×Ï!
ñ ×ÌÀÂÌÅÎ × ÷ÁÛÕ ÔÏÎËÕÀ ÂÒÏ×Ø.
÷Ù ÔÁÎÃÕÅÔÅ, ÷ÁÛÅ ×ÅÌÉÞÅÓÔ×Ï,
ëÏÒÏÌÅ×Á ìÀÂÏ×Ø.òÁÚ × ×ÅÞÅÒÎÅÍ ÄÁÎÓÉÎÇÅ ËÁË-ÔÏ ÎÏÞØÀ íÁÑ,
çÄÅ ÔÅÌÁ ÓÐÌÅÔÅÎÎÙÅ ËÏÌÙÈÁÌ ÄÖÁÚ-ÂÁÎÄ,
ñ ÔÁË ÍÉÌÏ ×ÙÄÕÍÁÌ ÷ÁÓ, ÍÏÑ ÐÒÏÓÔÁÑ,
÷ÁÓ, ÍÏÑ ×ÏÌÛÅÂÎÉÃÁ ÎÅÄÁÌÅËÉÈ ÓÔÒÁÎ.é ÄÕÛÉ ÷ÁÛÅÊ ÎÉÝÅÊ ÕÂÏÖÅÓÔ×Ï
âÙÌÏ ÔÁË ÔÑÖÅÌÏ ÒÁÚÇÁÄÁÔØ.
÷Ù ÕÈÏÄÉÔÅ… ÷ÁÛÅ ÎÉÞÔÏÖÅÓÔ×Ï
ðÏÌÕËÒÏ×ËÁ… ïÛÉÂËÁ ÏÐÑÔØ.òÁÚ × ×ÅÞÅÒÎÅÍ ÄÁÎÓÉÎÇÅ ËÁË-ÔÏ ÎÏÞØÀ íÁÑ…
îÁ×ÅÒÈ
Nuit De Noel
ñ ÏÐÑÔØ ÏÐÕÓËÁÀ ÐÉÓØÍÏ É ÔÉÈÏÎØËÏ ÃÅÌÕÀ ÓÔÒÁÎÉÃÙ
é, ÏÔËÒÙ× ÷ÁÛÉ ÚÌÙÅ ÄÕÈÉ, Ñ ×ÄÙÈÁÀ ÉÈ ÔÑÇÏÓÔÎÙÊ ÈÍÅÌØ
é ÔÏÇÄÁ ÍÎÅ ÔÁË ÑÓÎÏ ×ÉÄÎÙ ÜÔÉ ÔÏÎËÉÅ ÞÅÒÎÙÅ ÐÔÉÃÙ
þÔÏ ÌÅÔÑÔ ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ ÎÁ ÀÇ, ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ «Nuit de Noel»óËÏÒÏ ÂÕÄÅÔ ×ÅÓÎÁ. é ÷ÅÎÅÃÉÉ ÀÎÙÅ ÓÒÉÐËÉ
òÁÓÐÏÀÔ ÷ÁÛÕ ÇÒÕÓÔØ, ÒÁÓÔÁÎÃÕÀÔ ÔÏÓËÕ É ÐÅÞÁÌØ
é ÔÏÇÄÁ ÓÔÁÎÕÔ ÓÌÁÝÅ ÇÒÅÈÉ É Ó×ÅÔÌÅÊ ÇÏÌÕÂÙÅ ÏÛÉÂËÉ
îÅ ÖÁÌÅÊÔÅ ×ÅÓÎÏÊ ÐÏÃÅÌÕÅ× ËÏÇÄÁ ÒÁÓÃ×ÅÔÁÅÔ ÍÉÎÄÁÌØïÂÏ ÍÎÅ ÎÅ ÇÒÕÓÔÉÔÅ, ÍÏÊ ÄÒÕÇ. ñ ÏÚÑÂÛÁÑ ÓÔÁÒÁÑ ÐÔÉÃÁ.
íÏÊ ÈÏÚÑÉÎ — ÖÅÓÔÏËÉÊ ÛÁÒÍÁÎÝÉË — ÍÅÎÑ ÚÁÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÐÌÑÓÁÔØ
÷ÙÎÉÍÁÑ ÂÉÌÅÔÉËÉ ÓÞÁÓÔØÑ, Ñ ÇÌÑÖÕ × ÎÅÓÞÁÓÔÌÉ×ÙÅ ÌÉÃÁ
é ÐÏÄ ÇÎÕÓÎÙÅ Ú×ÕËÉ ÛÁÒÍÁÎËÉ ÍÎÅ ÍÕÞÉÔÅÌØÎÏ ÈÏÞÅÔÓÑ ÓÐÁÔØñ ÏÐÑÔØ ÏÐÕÓËÁÀ ÐÉÓØÍÏ É ÔÉÈÏÎØËÏ ÃÅÌÕÀ ÓÔÒÁÎÉÃÙ
îÅ ÓÅÒÄÉÔÅÓØ ÚÁ ÇÒÕÓÔÎÙÊ ËÏÎÅÃ É ÚÁ ÓÌÅÚ ÍÏÉÈ ÔÑÇÏÓÔÎÙÊ ÈÍÅÌØ
üÔÏ ×ÓÅ ÷ÁÛÉ ÚÌÙÅ ÄÕÈÉ. üÔÏ ÞÅÒÎÙÅ ÍÙÓÌÉ ËÁË ÐÔÉÃÙ
þÔÏ ÌÅÔÑÔ ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ ÎÁ ÀÇ, ÉÚ ÆÌÁËÏÎÁ «Nuit de Noel»
îÁ×ÅÒÈ
Jamais (ðÏÐÕÇÁÊ æÌÏÂÅÒ)
ñ ÐÏÍÎÀ ÜÔÏÔ ÄÅÎØ. ÷Ù ÐÌÁËÁÌÉ, ÍÁÌÀÔËÁ.
éÚ ÷ÁÛÉÈ ÓÅÒÙÈ ÐÏÄ×ÅÄÅÎÎÙÈ ÇÌÁÚ
× ÂÏËÁÌ ×ÉÎÁ ÓËÁÔÉÌÓÑ ×ÄÒÕÇ ÁÌÍÁÚ
É ÍÎÏÇÏ, ÍÎÏÇÏ ÒÁÚ Ñ ×ÓÐÏÍÉÎÁÌ
ÄÁ×ÎÙÍ-ÄÁ×ÎÏ, ÄÁ×ÎÙÍ-ÄÁ×ÎÏ
ÕÛÅÄÛÕÀ ÍÉÎÕÔËÕ.îÁ ËÒÅÓÌÁÈ × ËÏÍÎÁÔÅ ÂÅÌÅÀÔ ÷ÁÛÉ ÂÌÕÚËÉ.
÷ÏÔ ÷Ù ÕÛÌÉ, É ÄÅÎØ ÔÁË ÐÕÓÔ É ÓÅÒ.
çÒÕÓÔÉÔ × ÕÇÌÕ ÷ÁÛ ÐÏÐÕÇÁÊ æÌÏÂÅÒ.
ïÎ ÇÏ×ÏÒÉÔ: «jamais», ÏÎ ×ÓÅ Ô×ÅÒÄÉÔ:
«jamais», «jamais», «jamais», «jamais»
É ÐÌÁÞÅÔ ÐÏ-ÆÒÁÎÃÕÚÓËÉ.
îÁ×ÅÒÈ
âÅÚ öÅÎÝÉÎ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
ëÁË ÈÏÒÏÛÏ ÂÅÚ ÖÅÎÝÉÎ É ÂÅÚ ÆÒÁÚ
âÅÚ ÇÏÒØËÉÈ ÓÌÅÚ É ÓÌÁÄËÉÈ ÐÏÃÅÌÕÅ×
âÅÚ ÜÔÉÈ ÍÉÌÙÈ ÓÌÉÛËÏÍ ÞÅÓÔÎÙÈ ÇÌÁÚ
ëÏÔÏÒÙÅ ×ÁÍ ÌÇÕÔ É ×ÁÓ ÅÝÅ ÒÅ×ÎÕÀÔëÁË ÈÏÒÏÛÏ ÂÅÚ ÔÅÁÔÒÁÌØÎÙÈ ÓÃÅÎ
âÅÚ ÄÏÌÇÉÈ ÂÌÁÇÏÒÏÄÎÙÈ ÏÂßÑÓÎÅÎÉÊ
âÅÚ ÜÔÉÈ ÉÓÔÅÒÉÞÅÓËÉÈ ÉÚÍÅÎ
âÅÚ ÜÔÉÈ ÚÁÐÏÚÄÁÌÙÈ ÓÏÖÁÌÅÎÉÊé ËÁË ÓÍÅÛÎÁ ÎÅÌÅÐÁÑ ÉÇÒÁ
çÄÅ ÐÒÏÉÇÒÙÛ ×ÅÌÉË
á ×ÙÉÇÒÙÛ ÔÁË ÎÉÞÔÏÖÅÎ
ëÏÇÄÁ ÐÁÒÔÎÅÒÙ ×ÁÛÉ ÛÕÌÅÒÁ
á ×ÙÈÏÄ ÉÚ ÉÇÒÙ ÕÖ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÅÎëÁË ÈÏÒÏÛÏ ÐÒÏÓÎÕÔØÓÑ ÏÄÎÏÍÕ
÷ Ó×ÏÅÍ ÕÀÔÎÏÍ ÈÏÌÏÓÔÑÃËÏÍ ÆÌÜÔÅ
é ÚÎÁÔØ ÞÔÏ ÔÙ ÎÅ ÄÏÌÖÅÎ ÎÉËÏÍÕ
äÁ×ÁÔØ ÏÔÞÅÔ ÎÉËÏÍÕ ÎÁ Ó×ÅÔÅëÁË ÈÏÒÏÛÏ Ó ÐÒÉÑÔÅÌÅÍ ×Ä×ÏÅÍ
óÉÄÅÔØ É ÐÉÔØ ÐÒÏÓÔÏÊ ÛÏÔÌÁÎÄÓËÉÊ ×ÉÓËÉ
é ÕÌÙÂÁÑÓØ ×ÓÐÏÍÉÎÁÔØ Ï ÔÏÍ
þÔÏ Ó ÜÔÏÊ ÄÁÍÏÊ ×Ù ËÏÇÄÁ-ÔÏ ÂÙÌÉ ÂÌÉÚËÉá ÞÔÏÂÙ ÐÒÏÉÇÒÙÛ ÎÅÍÎÏÇÏ ÏÔÙÇÒÁÔØ
ó ÅÅ ÐÏÄÒÕÇÏÀ ÚÁÔÅÑÔØ ÆÌÉÒÔ ÎÅ×ÉÎÎÙÊ
þÔÏ ËÁË-ÎÉÂÕÄØ ÞÕÔØ-ÞÕÔØ ÚÁÓÔÒÁÈÏ×ÁÔØ
ðÒÏÓÔÏÅ ÓÁÍÏÌÀÂÉÅ ÍÕÖÞÉÎÙ
îÁ×ÅÒÈ
ôÉÈÏÎØËÏ ìÀÂÉÔØ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
÷Ù ÓÔÏÑÌÉ × ÔÅÁÔÒÅ × ÕÇÌÕ ÚÁ ËÕÌÉÓÁÍÉ
á ÚÁ ÷ÁÍÉ ÓÌÏ×ÁÍÉ Ú×ÅÎÑ
ðÁÒÉËÍÁÈÅÒ, ÓÕÆÌÅÒ É ÁËÔÅÒÙ Ó ÁËÔÒÉÓÁÍÉ
ðÏÔÉÈÏÎØËÕ ÒÕÇÁÌÉ ÍÅÎÑëÔÏ-ÔÏ ÚÌÏÂÎÏ ÛÉÐÅÌ: íÏÌÏÄÏÊ ÄÁ ÕÄÁÌÅÎØËÉÊ
÷ÏÔ ËÔÏ ÚÁ ÎÏÓ ÕÍÅÅÔ ×ÏÄÉÔØ
é ÔÏÇÄÁ ÷Ù ÓËÁÚÁÌÉ: ðÏÓÌÕÛÁÊÔÅ, ÍÁÌÅÎØËÉÊ,
íÏÖÎÏ ÍÎÅ ÷ÁÓ ÔÉÈÏÎØËÏ ÌÀÂÉÔØ?á ÐÏÔÏÍ ÂÙÌ ËÏÎÃÅÒÔ. ðÏÍÎÀ ÓÔÅÐØ ÂÅÌÏÓÎÅÖÎÕÀ
îÁ ×ÏËÚÁÌÅ ÷ÁÛ ÍÑÇËÉÊ ÐÏËÌÏÎ
÷ ÜÔÏÔ ×ÅÞÅÒ ÷Ù ÂÙÌÉ ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÎÅÖÎÏÀ
ëÁË ÌÁÍÐÁÄËÁ Õ ÓÔÁÒÙÈ ÉËÏÎá ÐÏÔÏÍ — ÇÏÒÏÄÁ, ÓÔÅÐØ, ÄÏÒÏÇÉ, ÐÒÏÔÁÌÉÎËÉ
ñ ÚÁÂÙÌ ÔÏ ÞÅÇÏ ÎÅ ÈÏÔÅÌ ÂÙ ÚÁÂÙÔØ
é ÏÓÔÁÌÁÓØ ÌÉÛØ ÆÒÁÚÁ: ðÏÓÌÕÛÁÊÔÅ, ÍÁÌÅÎØËÉÊ,
íÏÖÎÏ ÍÎÅ ÷ÁÓ ÔÉÈÏÎØËÏ ÌÀÂÉÔØ?
îÁ×ÅÒÈ
ôÙ õÓÐÏËÏÊ íÅÎÑ
ôÙ ÕÓÐÏËÏÊ ÍÅÎÑ, ÓËÁÖÉ ÞÔÏ ÜÔÏ ÛÕÔËÁ
þÔÏ ÔÙ ÐÏ-ÐÒÅÖÎÅÍÕ, ÐÏ-ÓÔÁÒÏÍÕ ÍÏÑ
îÅ ÐÏËÉÄÁÊ ÍÅÎÑ, ÍÎÅ ÂÅÓËÏÎÅÞÎÏ ÖÕÔËÏ
íÎÅ ÔÁË ÍÕÞÉÔÅÌØÎÏ, ÔÁË ÓÔÒÁÛÎÏ ÂÅÚ ÔÅÂÑîÏ ÔÙ ÕÊÄÅÛØ ÈÏÌÏÄÎÏÊ É ÄÁÌÅËÏÊ
õËÕÔÁ× ÓÅÒÄÃÅ × ÛÅÌË É ÛÉÎÛÉÌÌÁ
îÅ ÐÏËÉÄÁÊ ÍÅÎÑ, ÎÅ ÂÕÄØ ÔÁËÏÊ ÖÅÓÔÏËÏÊ
ðÕÓÔØ ÍÎÅ ÐÏËÁÖÅÔÓÑ ÞÔÏ ÔÙ ÅÝÅ ÍÏÑ
îÁ×ÅÒÈ
çÏÌÕÂÏÊ ôÀÌØÐÁÎ
íÁÔÒÏÓÙ ÍÎÅ ÐÅÌÉ ÐÒÏ ÏÓÔÒÏ×
çÄÅ ÒÁÓÔÅÔ ÇÏÌÕÂÏÊ ÔÀÌØÐÁÎ
ïÎ ÂÏÌØÛÉÍ ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ ÒÏÓÔÏÍ
ïÎ ÏÇÒÏÍÎÙÊ É ÚÌÏÊ ×ÅÌÉËÁÎá Ñ ÐÉÌ ÇÏÒØËÏÅ ÐÉ×Ï
õÌÙÂÁÑÓØ ÇÌÕÂÉÎÏÊ ÄÕÛÉ
ôÁË ÒÅÄËÏ ÐÏÀÔ ËÒÁÓÉ×Ï
÷ ÎÁÛÅÊ ÚÅÍÎÏÊ ÇÌÕÛÉçÉÔÁÒÁ ÁËËÏÒÄÏÍ ÎÅÓÌÏÖÎÙÍ
úÁÐÏÌÎÑÌÁ ÐÒÏÂÅÌÙ ÓÌÏ×
îÁÐÏÍÎÉÌÁ ÎÅÏÓÔÏÒÏÖÎÏ
þÔÏ ÍÕÚÙËÁ ËÁË ÌÀÂÏ×Ø
þÔÏ ÍÕÚÙËÁ ËÁË ÌÀÂÏ×Øé Ñ ÐÉÌ ÇÏÒØËÏÅ ÐÉ×Ï
õÌÙÂÁÑÓØ ÇÌÕÂÉÎÏÊ ÄÕÛÉ
ôÁË ÒÅÄËÏ ÐÏÀÔ ËÒÁÓÉ×Ï
÷ ÎÁÛÅÊ ÚÅÍÎÏÊ ÇÌÕÛÉíÅÌØËÁÌÉ ×ÏËÒÕÇ ÞØÉ-ÔÏ ÌÉÃÁ
çÉÔÁÒÁ ÕÐÌÙÌÁ ×ÄÁÌØ
íÁÔÒÏÓÙ ÚÁÐÅÌÉ ÐÒÏ ÐÔÉÃÕ
ëÏÔÏÒÏÊ ÎÅÓÞÁÓÔÎÙÈ ÖÁÌØõ ÎÅÊ ÓÔÅËÌÑÎÎÙÅ ÐÅÒØÑ
é ÓÌÕÇÁ ÓÅÄÏÊ ÐÏÐÕÇÁÊ
ïÎÁ ÏÔËÒÙ×ÁÅÔ Ä×ÅÒÉ
íÁÔÒÏÓÁÍ ÐÏÐÁ×ÛÉÍ × ÒÁÊëÁË ÔÒÕÄÎÏ ÎÁ Ó×ÅÔÅ ÜÔÏÍ
ïÄÎÏÊ ÔÏÌØËÏ ÐÅÓÎÅÊ ÖÉÔØ
ñ ÂÏÌØÛÅ ÎÅ ÂÕÄÕ ÐÏÜÔÏÍ
ñ × ÍÏÒÅ ÈÏÞÕ ÕÐÌÙÔØ
îÁ×ÅÒÈ
ë íÙÓÕ òÁÄÏÓÔÉ
ë ÍÙÓÕ òÁÄÏÓÔÉ, Ë ÓËÁÌÁÍ ðÅÞÁÌÉ ÌÉ
ë ÏÓÔÒÏ×ÁÍ ÌÉ ÓÉÒÅÎÅ×ÙÈ ÐÔÉÃ
÷ÓÅ ÒÁ×ÎÏ ÇÄÅ ÂÙ ÍÙ ÎÉ ÐÒÉÞÁÌÉÌÉ
îÅ ÐÏÄÎÑÔØ ÎÁÍ ÕÓÔÁÌÙÈ ÒÅÓÎÉÃ÷ ÍÕÔÎÏÍ ÓÔÅËÌÙÛËÅ ÉÌÌÀÍÉÎÁÔÏÒÁ
ðÒÏÐÌÙ×ÕÔ ÚÏÌÏÔÙÅ ÓÁÄÙ
óÏÌÎÃÅ ÔÒÏÐÉËÏ×, ÐÁÌØÍÙ ÜË×ÁÔÏÒÁ
çÏÌÕÂÙÅ ÐÏÌÑÒÎÙÅ ÌØÄÙ÷ÓÅ ÒÁ×ÎÏ ÇÄÅ ÂÙ ÍÙ ÎÉ ÐÒÉÞÁÌÉÌÉ
ë ÏÓÔÒÏ×ÁÍ ÌÉ ÓÉÒÅÎÅ×ÙÈ ÐÔÉÃ
ë ÍÙÓÕ òÁÄÏÓÔÉ, Ë ÓËÁÌÁÍ ðÅÞÁÌÉ ÌÉ
îÅ ÐÏÄÎÑÔØ ÎÁÍ ÕÓÔÁÌÙÈ ÒÅÓÎÉÃ
îÁ×ÅÒÈ
íÉÎÕÔÁ îÁ ðÕÔÉ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ)
îÕ ÞÔÏ Ö, ÐÒÏÓÔÉÍÓÑ, ÔÁË É ÂÙÔØ
íÉÎÕÔÁ ÎÁ ÐÕÔÉ
ñ ÎÅ ÈÏÔÅÌ ÔÅÂÑ ÚÁÂÙÔØ
ðÒÏÓÔÉ ÍÅÎÑ, ÐÒÏÓÔÉðÒÏÓÔÉ ÚÁ ÔÏ ÞÔÏ ÔÙ ÂÙÌÁ
ìÀÂÏ×ÎÉÃÅÊ — ÖÅÎÏÊ
þÔÏ ÔÙ ÓÏÖÇÌÁ ÍÅÎÑ ÄÏÔÌÁ
ïÔÎÑ×ÛÉ ÍÏÊ ÐÏËÏÊþÔÏ ÏÔ ÒÁÚÌÕË ÄÏ ÎÏ×ÙÈ ×ÓÔÒÅÞ
äÏ ÓÁÍÏÇÏ ËÏÎÃÁ
÷Ù ×ÙÓÏËÏ ÕÍÅÌÉ ÖÅÞØ
èÏÌÏÄÎÙÅ ÓÅÒÄÃÁëÁË ÍÎÅ ÔÅÂÑ ÂÌÁÇÏÄÁÒÉÔØ
íÉÎÕÔÁ ÎÁ ÐÕÔÉ
ñ ÎÅ ÍÏÇÕ ÔÅÂÑ ÚÁÂÙÔØ
ðÒÏÓÔÉ ÍÅÎÑ, ÐÒÏÓÔÉ÷ÓÔÁÌ Ñ ÇÒÕÓÔÎÙÍ
÷ÓÔÁÌ ÐÅÞÁÌØÎÙÍ ÐÏ ÕÔÒÕ
äÒÕÇ ÍÏÊ ÔÁÊÎÙÊ, ÄÒÕÇ ÍÏÊ ÄÁÌØÎÉÊ
ñ ÕÍÒÕ
îÁ×ÅÒÈ
ðÁÎÉ éÒÜÎÁ
ñ ÂÅÚÕÍÎÏ ÂÏÀÓØ ÚÏÌÏÔÉÓÔÏÇÏ ÐÌÅÎÁ
÷ÁÛÉÈ ÍÅÄÎÏ-ÚÍÅÉÎÙÈ ×ÏÌÏÓ
ñ ×ÌÀÂÌÅÎ × ÷ÁÛÅ ÔÏÎËÏÅ ÉÍÑ «éÒÜÎÁ»
é × ÓÌÅÄÙ ÷ÁÛÉÈ ÓÌÅÚ, ÷ÁÛÉÈ ÓÌÅÚñ ×ÌÀÂÌÅÎ × ÷ÁÛÉ ÇÏÒÄÙÅ ÐÏÌØÓËÉÅ ÒÕËÉ
÷ ÜÔÕ ËÒÏ×Ø ÇÏÌÕÂÙÈ ËÏÒÏÌÅÊ
÷ ÜÔÕ ÂÌÅÄÎÏÓÔØ ÌÉÃÁ, ÄÏ ×ÏÓÔÏÒÇÁ, ÄÏ ÍÕËÉ
ïÂÏÖÖÅÎÎÏÇÏ ÐÅÓÎÅÊ ÍÏÅÊòÁÚ×Å ÍÏÖÎÏ ÚÁÂÙÔØ ÜÔÉ ÄÅÔÓËÉÅ ÐÌÅÞÉ
üÔÏÔ ÇÏÒØËÉÊ ÚÁÐÌÁËÁÎÎÙÊ ÒÏÔ
é ÁËÃÅÎÔ ÷ÁÛÅÊ ÓÔÒÁÎÎÏÊ ÉÚÙÓËÁÎÎÏÊ ÒÅÞÉ
é ÒÅÓÎÉà ÕÔÏÍÌÅÎÎÙÈ ÐÏÌÅÔ?á ËÒÙÌÁÔÙÅ ÂÒÏ×É? á ÌÏ âÅÁÔÒÉÞÅ?
á ×ÅÓÎÕ × ÐÏ×ÏÒÏÔÅ ÌÉÃÁ?
ï ËÁË ÔÒÕÄÎÏ ÌÀÂÉÔØ × ÜÔÏÍ ÍÉÒÅ ÐÒÉÌÉÞÉÊ
ï ËÁË ÂÏÌØÎÏ ÌÀÂÉÔØ ÂÅÚ ËÏÎÃÁé ÂÌÅÄÎÅÔØ, É ÔÅÒÐÅÔØ, É ÎÅ ÓÍÅÔØ Õ×ÌÅËÁÔØÓÑ
é ÚÁÖÁ× Ó×ÏÅ ÓÅÒÄÃÅ × ÒÕËÅ
ïÓÔÏÒÏÖÎÏ ÕÊÔÉ, ÎÁ×ÓÅÇÄÁ ÏÔËÁÚÁÔØÓÑ
é ÅÝÅ ÕÌÙÂÁÑÓØ × ÔÏÓËÅîÅ ÍÏÇÕ, ÎÅ ÈÏÞÕ, ÎÁËÏÎÅà — ÎÅ ÖÅÌÁÀ!
é ÐÒÉ×ÅÔÓÔ×ÕÑ ÒÁÄÏÓÔÎÙÊ ÐÌÅÎ
ñ ÓÏ ÓÃÅÎÙ ÷ÁÍ ÓÅÒÄÃÅ ËÁË ÍÑÞÉË ÂÒÏÓÁÀ
îÕ, ÌÏ×ÉÔÅ, ÐÒÉÎÃÅÓÓÁ éÒÜÎ!
îÁ×ÅÒÈ
ëÉÔÁÊ
(á. ÷ÅÒÔÉÎÓËÉÊ — î. çÕÍÉÌÅ×)
é ×ÏÔ ÍÎÅ ÐÒÉÓÎÉÌÏÓØ ÞÔÏ ÓÅÒÄÃÅ ÍÏÅ ÎÅ ÂÏÌÉÔ
ïÎÏ ËÏÌÏËÏÌØÞÉË ÆÁÒÆÏÒÏ×ÙÊ × ÖÅÌÔÏÍ ëÉÔÁÅ
îÁ ÐÁÇÏÄÅ ÐÅÓÔÒÏÊ ×ÉÓÉÔ É ÔÉÈÏÎØËÏ Ú×ÅÎÉÔ
÷ ÜÍÁÌÅ×ÏÍ ÎÅÂÅ ÄÒÁÚÎÑ ÖÕÒÁ×ÌÉÎÙÅ ÓÔÁÉé ËÒÏÔËÁÑ ÄÅ×ÕÛËÁ × ÐÌÁÔØÅ ÉÚ ËÒÁÓÎÙÈ ÛÅÌËÏ×
ÇÄÅ ÚÏÌÏÔÏÍ ×ÙÛÉÔÙ ÏÓÙ, Ã×ÅÔÙ É ÄÒÁËÏÎÙ
Ó ÐÏÄÖÁÔÙÍÉ ÎÏÖËÁÍÉ ÔÉÈÏ ÂÅÚ ÍÙÓÌÉ, ÂÅÚ ÓÌÏ×
×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏ ÓÌÕÛÁÅÔ ÔÉÈÉÅ-ÔÉÈÉÅ Ú×ÏÎÙ
îÁ×ÅÒÈ
Источник
Стихотворение, на мой взгляд, выражает внутренние переживания творческого человека, не зря оно посвящено другу, тоже поэту, критику Маковскому,основателю журнала «Апполон», в котором печатались стихотворения Гумилева, кто как ни друг может понять, что происходит в душе поэта, особенно, если он сам человек искусства. Можно поделить данное стихотворение на две части:первые три четверостишия, наполненные некоторым отчаянием человека творческого, осознающего свою ответственность как созидателя (…и если я волей себе покоряю людей…) перед миром, им противопоставлены последние два, в которых описана настолько умиротворяющая и атмосферная картинка, но ни чуть не менее философская.
Начальные строки создают настроение брошенного на произвол судьбы молодого юноши и наводят на мысли о Ницше и его «Бог умер». Ведь если бог умер, сам человек как бы становится на его место,и раз никого нет выше, несёт ответственность за все созданное, совершенное,существующее. А «покупатель» — земная жизнь, полная иронии и порой необъяснимых иногда абсурдных и независящих от тебя вещей, сводящих с ума, смотрит на тебя лукаво, не скрывая и не стесняясь, как на очередную свою игрушку. Человек живёт, неизбежно делая ошибки, преодолевая трудности, накапливая жизненный опыт, который со временем и становится горой по имени Вчера, но вряд ли кто-то из нас может быть полностью готов к тому неожиданному, что может случиться завтра, и мы все так же неминуемо ступаем в эту бездну, одновременно осознавая бренность бытия и неизбежность его завершения. Но есть и разница между человеком с сознанием посредственным, выбравшим, не важно по каким причинам, монотонное проживание жизни, условное «дом — работа — дом», приспособившимся к обстоятельствам, обычаям, и человеком творческим, даже не обязательно только поэтом, пусть художником или даже хореографом, любым творцом, человеком, по естеству своему не способным воспринимать мир заурядно(и если я ведаю тайны…). Человек творческий всегда философствует, ум его всегда любопытен и к новому и к вечному, чувства обострены, оттого он иной раз кажется чудаком, на пустом месте выдумавшим себе то радость, то страдание. И вот эта чуткость, гибкость ума и неординарность восприятия окружающего мира делают его гору Вчера невероятных размеров утесом, а бездну Завтра самой неизведанной черной дырой. И пока одно не провалилось навсегда в другое, Гумилев, возможно задаёт себе вопросы достаточно предсказуемые для творческой души и в то же время не имеющие ответа: Что я привнес в этот мир? Написал ли я что-то действительно стоящее, напишу ли ещё? Смогу ли превзойти себя? Творец, создающий что-то в первый раз, начинает с пустого листа, от него изначально никто ничего не ждёт, в таком случае создавать намного легче, ведь однажды получив признание публики, удерживать его с каждым разом сложнее. Мне кажется, любого творца мучает страх провала. Вот она эта ответственность, всегда «держать марку», оправдывать ожидания.
В противовес земным терзаниями, сон оказывается своеобразным утешением для сердца поэта, картинкой застывшей в вечности. Здесь и прекрасная природа, роскошные цвета, умиротворяющая лирическая поэзия и скромный прекрасный слушатель, без посторонних мыслей и грез отдающий свое внимание благозвучному гению поэта.
Источник
Оставить комментарий
Все комментарии(1)
Nekto
Я знаю, как трепетно относится к этим строкам Александр Саусь. Предполагаю, что причина этому –
…развернуть »
салонная песенка в исполнении Печального Пьеро https://www.youtube.com/watch?v=UozzwhTWHso , возможно, и последующая интерпретация БГ https://www.youtube.com/watch?v=19cqSZZFBkk&list=RD19cqSZZFBkk#t=5 .
И все же, и все же… Только “Я верил, я думал” в полной версии считаю гениальным стихотворением, наполненным глубочайшим и завершенным смыслом:
.
Сергею Маковскому
.
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушёл продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
.
Летящей горою за мною несётся Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвётся Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае
На пагоде пёстрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая лёгкие, лёгкие звоны.
Высокий рейтинг! Оцените: 4
11/06/15 в 22:41